Меню Закрыть

Исключительные права исполнителей

Исключительные права исполнителей

Статья 1315. Права исполнителя

1. Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Исключительное право на использование исполнения или постановки, принадлежащее исполнителю, означает право использовать исполнение или постановку в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

1. передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2. записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3. воспроизводить запись исполнения или постановки;

4. передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5. сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы;

6. сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Указанное право означает прежде всего право исполнителя на размещение своего исполнения в сети Интернет. Правда, точно так же, как и автор произведения, исполнитель приобретет это право только с 1 сентября 2006 года. Это относится и к соответствующему праву производителя фонограммы и организаций эфирного или кабельного вещания.

Исключительные права исполнителя могут передаваться по договору другим лицам. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой автоматически предоставление исполнителем вышеперечисленных прав, за исключением права на прокат и права на доведение до всеобщего сведения.

Более того, предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

Права исполнителей

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер (ст. 1313 ГК РФ).

Исполнителю принадлежат права, предусмотренные ст. 1315 ГК РФ, которые отражены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Права исполнителя

Исключительное право на исполнение

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1317 ГК РФ. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

При исследовании прав исполнителя необходимо обратить внимание на то, что исполнителей может быть несколько. В этом случае необходимо решить вопрос об использовании ими смежных прав на совместное исполнение.

Римская конвенция в ст. 8 предусматривает для каждого государства-участника возможность самостоятельного определения особенностей тех способов, с помощью которых будут осуществляться предусмотренные Римской конвенцией права исполнителей в случае участия в одном и том же исполнении нескольких исполнителей, в том числе при исполнении произведений оркестрами, хорами, ансамблями, группами и иными большими коллективами исполнителей.

Российское законодательство в ст. 1314 ГК РФ предусматривает, что смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Иной порядок осуществления смежных прав на совместное исполнение, например их осуществление одним из исполнителей по поручению другого или других, должен быть предусмотрен соглашением между членами исполнительского коллектива [1] .

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, т.е. элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 ГК РФ.

Действующее гражданское законодательство в ст. 1317 ГК РФ предусматривает девять способов использования исполнения, которые отражены на рис. 6.3.

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а се воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, соответственно применяются правила п. 2 ст. 1315 ГК РФ.

Рис. 6.3. Способы использования исполнения

Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Нормы четвертой части ГК РФ предусматривают возможность обращения взыскания не только па исключительное право, но и на доходы, полученные от использования исполнения.

Обращение взыскания не допускается на принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение, за исключением случая обращения взыскания но договору залога, который заключен исполнителем и предметом которого является указанное в договоре и принадлежащее исполнителю исключительное право на конкретное исполнение. Взыскание может быть обращено на права требования исполнителя к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права па исполнение и по лицензионным договорам, а также на доходы, полученные от использования исполнения.

Взыскание может быть обращено на исключительное право, принадлежащее не самому исполнителю, а другому лицу, и на право использования исполнения, принадлежащее лицензиату.

В случае продажи принадлежащего лицензиату права использования исполнения с публичных торгов в целях обращения взыскания на это право исполнителю предоставляется преимущественное право его приобретения.

Личные неимущественные права на исполнение

Право авторства — право признаваться автором исполнения. Право авторства исполнителя составляет легальная, т.е. основанная на законе возможность признаваться автором (создателем) исполнения.

Право па имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей.

Право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или но кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного нрава продлевается на четыре года (ст. 1318 ГК РФ).

  • [1] См.: Кувыркова Л. Осуществление исключительных интеллектуальных смежных прав : автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009.

§ 4. Исключительные права субъектов смежных прав

А. Права исполнителей

Субъектам смежных прав принадлежат как имущественные, так и личные неимущественные права. Так, исполнители имеют следующие неимущественные права:

право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения;

право на защиту исполнения или постановки от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на защиту исполнения от искажения).

К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится право на результат исполнения, под которым понимается исключительное право на использование результата исполнения следующими способами, предусмотренными п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве:

передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляция исполнения в эфир или по кабелю);

запись ранее не записанного исполнения или постановки;

воспроизведение записи исполнения или постановки;

передача в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм, на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право на фонограмму при заключении договора на запись исполнения или постановки переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Право на передачу (трансляцию) исполнения в эфир или по кабелю может быть реализовано, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир какой-либо телекомпанией и передача в эфир или по кабелю не осуществляется с использованием записи. Другими словами, речь идет о передаче в эфир или по кабелю в прямой трансляции первого живого исполнения, осуществляемого артистом-исполнителем на каком-либо концерте или в шоу. В данном случае телекомпания еще до начала передачи обязана заключить с артистом-исполнителем или организацией, управляющей его имущественными правами, договор, предоставляющий указанное право. При этом следует иметь в виду, что участие исполнителя в создании аудиовизуального произведения предполагает, что все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Право на передачу в эфир или по кабелю записи исполнения реализуется в зависимости от того, производилась ли она для коммерческих целей или нет. В последнем случае при последующем коммерческом использовании необходимо получение согласия артиста-исполнителя.

Говоря об исключительном праве на запись исполнения, следует учитывать следующее. Под записью исполнения понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их многократное восприятие, воспроизведение или сообщение (абзац 7 ст. 4 Закона об авторском праве). В данном случае речь идет о первой записи исполнения, которое до записи могло неоднократно передаваться в эфир в живом исполнении или сообщаться для всеобщего сведения по кабелю, но без фиксации исполнения на соответствующем носителе. Другими словами, исполнитель не имеет права на перезапись.

Под воспроизведением записи исполнения следует понимать изготовление одного или более экземпляров звукозаписи исполнения на любом материальном носителе (показ записи в кино, по телевидению, вывод записи на экран телевизора или компьютера не может рассматриваться как воспроизведение). Исключительное право исполнителя воспроизводить запись исполнения или постановки согласно п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве не распространяется на случаи, когда:

первоначальная запись исполнения или постановка была произведена с согласия исполнителя. Имеются в виду случаи, когда артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей (например, для передачи записи в эфир), уже передал такое право другому лицу и получил за это соответствующее вознаграждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей получать согласие артиста-исполнителя необходимости нет. Если же запись исполнения предполагается использовать для других целей (например, для использования на видеокассетах), то согласие получать нужно. Если же запись исполнения была произведена без согласия исполнителя (например, в учебных целях), то право на воспроизведение сохраняется за артистом-исполнителем;

воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки.

Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя, при заключении договора на запись исполнения на фонограмму автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (размер гонорара определяется в договоре на запись исполнения).

Закон особо подчеркивает, что, с одной стороны, исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, а с другой — права исполнителя действуют независимо от действия авторских прав на исполняемое произведение.

Права исполнителей охраняются, если исполнитель является гражданином Российской Федерации, если исполнение или постановка имели место на территории РФ, если исполнение или постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с п. 2 ст. 35, если исполнение или постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве.

Любое исключительное право исполнителя может перейти по договору другим лицам. Различают исполнительский договор о передаче исключительного права и договор о предоставлении другой стороне права использовать этот результат в установленных договором пределах. Такие договоры могут заключать любые лица.

Исполнительские договоры о передаче исключительного права на результат исполнения и исполнительские договоры о передаче неисключительного права могут заключаться с исполнителем отдельно от договора, на основе которого осуществляется использование охраняемого авторским правом произведения, а могут быть частью последнего договора. По таким договорам исполнители передают право на использование исполнения или постановки в обусловленной форме, а пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве). Следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 установлены минимальные ставки вознаграждения исполнителям. В отличие от авторских прав права исполнителей при передаче другим лицам не ограничиваются какими-либо условиями (например, максимальным сроком передачи). Таким образом, возможна полная передача прав исполнителей.

СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.

Исключительное право исполнителя на результат исполнения действует в течение пятидесяти лет, считая с первого дня года, следующего за годом, в котором имело место публичное исполнение (постановка), либо запись исполнения, либо первая передача исполнения в эфир или по кабелю.

Права на результат совместного исполнения принадлежат сообща всем членам коллектива, однако осуществляются эти права, по общему правилу, руководителем коллектива исполнителей, хотя соглашением между исполнителями может быть предусмотрено иное.

Для реализации указанных прав руководитель коллектива должен заключить письменный договор с пользователем. Следует отметить, что на практике этим занимаются антрепренеры, импресарио, коммерческие директора и другие лица, функции которых могут совпадать с обязанностями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Таким образом, нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие задачи.

Вознаграждение за использование исполнения распределяется между членами коллектива исполнителей в порядке, установленном Законом об авторском праве, если соглашением между исполнителями не предусмотрено иное.

Исполнение может быть результатом труда, осуществленного в порядке выполнения служебного задания. К таким результатам применяются положения Закона об авторском праве и смежных правах, регулирующего правовой режим произведений, охраняемых авторским правом, которые были созданы в порядке выполнения служебного задания.

Исполнители и другие правообладатели могут в соответствии с законами о смежных правах создавать некоммерческие организации, на которые возлагается управление правами исполнителей на основании полномочий, предоставляемых им правообладателями.

В качестве примера можно назвать Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российскую фонографическую ассоциацию (РФА).

Б. Права производителей фонограмм

Закон об авторском праве и смежных правах ничего не упоминает о наличии каких-либо неимущественных прав у производителей фонограмм. При этом можно говорить о таком личном неимущественном праве, как право на указание на экземплярах записи своего имени или наименования (избранного коммерческого обозначения).

Производитель фонограмм имеет следующие имущественные права, перечисленные в ст. 38 Закона об авторским праве:

— переделывать или любым способом перерабатывать фонограмму;

— распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.д.;

— импортировать экземпляры фонограмм в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Перечень указанных правомочий следует рассматривать как исчерпывающий. Изготовитель фонограммы (записи) осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителей фонограмм охраняются в соответствии с Законом об авторском праве, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное нахождение на территории Российской Федерации, или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Таким образом, производитель фонограммы имеет исключительное право на использование фонограммы любым способом, включающим право осуществлять или разрешать распространение экземпляров фонограммы. При этом согласно ст. 4 Закона об авторском праве экземпляр фонограммы — это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Таким образом, выпущенный на законных основаниях тираж компакт-дисков и реализованный изготовителем фонограммы оптовым организациям может быть в последствии реализован в розничную торговлю без получения согласия изготовителя. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на ее экземпляры.

Воспроизведение фонограммы осуществляется с согласия производителя фонограммы независимо от того, используется при этом оригинал фонограммы или иной носитель. Под воспроизведением фонограммы понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на подобном носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Право переделывать или перерабатывать фонограмму может быть реализовано в различных целях. Например, для изменения звукового фона фонограммы или для усиления одних звуков и уменьшения звучания других. Переработка может включать в себя изменение самого носителя фонограммы (например, из магнитной записи в цифровую и наоборот).

Распространение фонограммы может осуществляться путем любого правомерного использования в гражданском обороте. В том числе сдачей ее в прокат. Под сдачей в прокат согласно ст. 4 Закона об авторском праве понимается предоставление экземпляров произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Импорт экземпляров фонограммы означает пересечение этими экземплярами Государственной границы РФ и их дальнейшее распространение. Причем распространение включает в себя как распространение на территории РФ, так и за ее пределами.

Изготовитель (фонограммы) записи вправе по договору передать исключительное право на запись другому лицу — новому правообладателю (договор о передаче исключительного права на запись) или предоставить другому лицу право использования записи в установленных договором пределах (лицензионный договор). Вознаграждение за использование опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (например, на дискотеке) собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44 Закона об авторском праве) в соответствии с соглашениями между этими организациями.

Исключительное право на запись действует в течение пятидесяти лет, считая с первого года, следующего за годом, в котором осуществлена запись.

Лицо, правомерно осуществившее переработку записи, приобретает право на переработанную запись.

По истечении срока действия исключительного права запись переходит в общественное достояние.

В. Права организаций эфирного и кабельного вещания

Передачи эфирного и кабельного вещания могут включать в себя объекты авторских прав, а также смежных прав исполнителей и производителей фонограмм. Поэтому, осуществляя передачи, организации эфирного и кабельного вещания должны соблюдать указанные права.

Организациям эфирного вещания согласно п. 2 ст. 40 Закона об авторском праве принадлежит исключительное право разрешать осуществление следующих действий:

— разрешать другой организации эфирного вещания одновременно с ней передавать в эфир ее передачу;

— сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

— воспроизводить запись передачи;

— сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что в отличие от исключительных смежных прав исполнителей и производителей фонограмм законодатель в данном случае говорит о разрешении осуществлять указанные выше действия, а не о самостоятельном их осуществлении. Очевидно, речь идет о недоработке законодателя, поскольку несомненно, что организации эфирного вещания могут и сами осуществлять принадлежащие им права.

Таким образом, использованием передачи радио- или телевизионного сигнала организацией эфирного вещания считаются ретрансляция передачи радио- или телевизионного сигнала по кабелю и трансляция передачи телевизионного сигнала в эфир.

При этом организация эфирного или кабельного вещания может разрешить другой вещательной организации ретранслировать передачу в эфир или по кабелю одновременно с трансляцией этой передачи первой вещательной организацией, независимо от того, транслируется ли первая передача в эфир в живом исполнении или с записи.

Необходимо обратить внимание на слово «одновременно». Из этого следует, что на последующую ретрансляцию необходимо отдельное разрешение.

Право на запись передачи включает в себя любые виды записи независимо от типа носителя и назначения записи (исключение составляют так называемые записи краткосрочного пользования и записи для личного пользования). Запись передачи эфирного или кабельного вещания может привести к возникновению других объектов охраны (аудиовизуальные произведения или фонограммы). В связи с этим необходимо получить согласие правообладателей на такие произведения или объекты смежных прав.

Право публичной демонстрации передачи в местах с платным входом реализовать на практике довольно сложно, поскольку мест, где берут деньги за то, чтобы посмотреть телевизор, практически нет. Конечно, есть бары, где для того, чтобы привлечь посетителей, устанавливают телевизоры, однако специально за это деньги не берут.

Организации кабельного вещания имеют, по существу, те же правомочия, что и организации эфирного вещания.

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания на воспроизведение записи передачи не распространяется на случаи, когда:

— запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания;

— воспроизведение передачи осуществляется в виде исполнения небольших отрывков из постановки, фонограмм, передачи в эфир или по кабелю для включения в обзор о текущих событиях, исключительно в целях обучения или научного исследования, для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

Следует иметь в виду, что организации эфирного и кабельного вещания при съемке передач иногда используют исполнения, субъектами прав на которые являются артисты-исполнители. Соответственно, они должны урегулировать свои взаимоотношения.

Организация эфирного или кабельного вещания, осуществляющая или осуществившая передачу радио- или телевизионного сигнала, вправе по договору передать свое исключительное право на эту передачу другому лицу (договор о передаче исключительного права) или предоставить другому лицу право использования передачи радио- или телевизионного сигнала в установленных в договоре пределах (лицензионный договор).

Исключительное право на передачу радио- и телевизионных сигналов действует в течение пятидесяти лет, считая с первого дня года, следующего за годом, в котором имела место передача радио- или телевизионных сигналов в эфир или по кабелю.

Раздел 3. Смежные права.

Статья 35. Объекты смежных прав.
Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:
а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
б) фонограммы, видеограммы;
в) передачи (программы) организаций вещания.

Статья 36. Субъекты смежных прав.
1. Субъектами смежных прав являются:
а) исполнители произведений, их наследники и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно исполнений;
б) производители фонограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно фонограмм;
в) производители видеограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно видеограмм;
г) организации вещания и их правопреемники.
2. Исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений и других субъектов авторского права. Производители фонограмм, производители видеограмм должны соблюдать права субъектов авторского права и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права субъектов авторского права, исполнителей, производителей фонограмм (видеограмм).

Статья 37. Возникновение и осуществление смежных прав.
1. Первичными субъектами смежных прав являются исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы, организация вещания.
2. Смежное право возникает вследствие факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, обнародования передачи организации вещания.
3. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения любых формальностей.
Исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы для оповещения о своих смежных правах на фонограммах, видеограммах и всех их экземплярах, которые распространяются среди публики на законных основаниях, или их упаковках могут использовать знак охраны смежных прав. Этот знак состоит из следующих элементов:

  • латинская буква «P», обведенная кругом, — (изображение символа не приводится);
  • имена (названия) лиц, имеющих относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;
  • год первой публикации фонограммы (видеограммы).

При отсутствии доказательств иного, исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы считаются лица, имена (названия) которых указаны на фонограмме, видеограмме и их экземплярах или на их упаковке.
4. Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться минимальные ставки вознаграждения за использование объектов смежных прав и порядок их индексации.

Статья 38. Личные неимущественные права исполнителей и права на имя (название) производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.
1. Исполнителю произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • а) требовать признания того, что он является исполнителем произведения;
  • б) требовать, чтобы его имя или псевдоним указывались или сообщались в связи с каждым его выступлением, записью или исполнением (в случае, если это возможно);
  • в) требовать обеспечения надлежащего качества записи его исполнения и противодействовать любому искажению, обезображиванию или другому существенному изменению, которое может навредить его чести и репутации.

2. Производитель фонограммы, производитель видеограммы имеет право указывать свое имя (название) на каждом носителе записи или его упаковке рядом с указанием авторов, исполните лей и названий произведений, требовать его упоминания в процессе использования фонограммы (видеограммы).
3. Организация вещания имеет право требовать упоминания своего названия в связи с записью, воспроизведением, распространением своей передачи и публичным повторным ее оповещением другой организацией вещания.

Статья 39. Имущественные права исполнителей.
1. Имущественным правом исполнителей является их исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) публичное оповещение своих незафиксированных исполнений (прямой эфир);
б) фиксацию в фонограммах или видеограммах своих ранее незафиксированных исполнений;
в) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих исполнений, зафиксированных без их согласия в фонограмме или видеограмме, либо с их согласия, но если воспроизведение осуществляется с другой целью, нежели та, на которую они дали свое согласие;
г) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, путем первой продажи или иной передачи права собственности в случае, когда они при первой фиксации исполнения не дали разрешения производителю фонограммы (производителю видеограммы) на ее дальнейшее воспроизведение;
д) коммерческий прокат, имущественный наем своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, если при фиксации не было их согласия на коммерческий прокат и имущественный наем, даже после распространения исполнений, осуществленного производителем фонограммы (видеограммы) или с его разрешения;
е) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограммах или видеограммах, любыми средствами связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ с любого места и в любое время по их собственному выбору, если при пер вой фиксации исполнения не было их согласия на такой вид распространения.
2. Имущественные права исполнителей могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования исполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования исполнений, территория, на которую распространяются переданные права и т.п. Определенные договором ставки вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.
3. В случае, когда исполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру аудиовизуального произведения все имущественные права на исполнение, если иное не предусмотрено до говором.
4. В случае, когда исполнитель при первой фиксации исполнения непосредственно разрешит производителю фонограммы или производителю видеограммы ее дальнейшее воспроизведение, считается, что исполнитель передал производителю фонограммы или производителю видеограммы исключительное право на распространение фонограмм, видеограмм и их экземпляров способом первой продажи либо иной передачи в собственность или владение, а также способом сдачи в имущественный наем, коммерческий прокат и другой передачи. При этом исполнитель сохраняет право на по лучение справедливого вознаграждения за указанные виды использования своего исполнения через организации коллективного управления или другим способом.

Статья 40. Имущественные права производителей фонограмм и производителей видеограмм.
1. К имущественным правам производителей фонограмм и производителей видеограмм относится их исключительное право на использование своих фонограмм, видеограмм и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих фонограмм и видеограмм в любой форме и любым способом;
б) распространение среди публики фонограмм, видеограмм и их экземпляров путем первой продажи или иной передачи права собственности;
в) коммерческий прокат фонограмм, видеограмм и их экземпляров, даже после их распространения, осуществленного производителем фонограммы или видеограммы либо с их разрешения;
г) публичное оповещение фонограмм, видеограмм и их экземпляров любыми средствами связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ с любого места и в любое время по их собственному выбору;
д) любое видоизменение своих фонограмм, видеограмм;
е) ввоз на таможенную территорию Украины фонограмм, видеограмм и их экземпляров с целью их распространения среди публики.
2. Имущественные права производителей фонограмм и производителей видеограмм могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования фонограммы (видеограммы), размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, срок использования фонограммы (видеограммы), территория, на которую распространяются переданные права, и т.п. Определенные договором ставки воз награждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.
Имущественные права производителя фонограммы или видеограммы, являющегося юридическим лицом, могут быть также переданы (отчуждены) другому лицу в установленном законом порядке вследствие ликвидации юридического лица — субъекта смежных прав.
3. Если фонограммы, видеограммы или их экземпляры введены производителем фонограммы (видеограммы) или с его согласия в гражданское обращение путем их первой продажи в Украине, то допускается их последующее распространение путем продажи, да рения и т.п. без согласия производителя фонограммы (видеограммы) или его правопреемника и без выплаты ему вознаграждения. Однако и в этом случае право сдачи таких экземпляров фонограмм (видеограмм) в имущественный наем или коммерческий прокат ос тается исключительно правом производителя фонограммы (видеограммы).

Статья 41. Имущественные права организаций вещания.
1. К имущественным правам организаций вещания относится их исключительное право на использование своих программ любым способом и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) публичное оповещение своих программ путем трансляции и ретрансляции;
б) фиксацию своих программ на материальном носителе и их воспроизведение;
в) публичное исполнение и публичную демонстрацию своих программ в местах с платным входом.
Организация вещания также имеет право запрещать распространение на территории Украины или с территории Украины сигнала со спутника, несущего их программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал со спутника не предназначался.
Имущественные права организации вещания могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ и срок использования программы вещания, размер и порядок выплаты вознаграждения, территория, на которую распространяются переданные права, и т.п.
Имущественные права организации вещания могут быть также переданы (отчуждены) другому лицу в установленном законом по рядке вследствие ликвидации юридического лица — субъекта смежных прав.

Статья 42. Ограничение имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.
1. Допускается использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, их фиксация, воспроизведение и до ведение до общего сведения без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания в случаях, предусмотренных статьями 21-25 настоящего Закона относительно ограничения имущественных прав авторов литературных, художест венных и научных произведений, если удовлетворяются следующие условия:
а) воспроизведение указанных объектов осуществляется исключительно с целью обучения или научных исследований;
б) право на воспроизведение, предусмотренное в пункте «а» данной части, не распространяется на экспорт воспроизведенных экземпляров фонограмм, видеограмм, программ вещания за пределы таможенной территории Украины;
в) за субъектами смежных прав сохраняется право на справедливое вознаграждение с учетом количества воспроизведенных экземпляров.
Предусмотренное данной частью использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав является возможным только при условии соблюдения личных неимущественных прав субъектов авторского права и смежных прав, предусмотренных статьями 14 и 38 настоящего Закона.
2. Допускается воспроизведение в домашних условиях и исключительно в личных целях произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах и их экземплярах, без согласия автора (авторов), исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), но с выплатой им вознаграждения способом, определенным частью четвертой данной статьи.
3. Предусмотренное частями первой и второй данной статьи использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав не должно наносить вред нормальной эксплуатации исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания и затрагивать законные интересы исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и программ вещания или других субъектов авторского права и (или) смежных прав.
4. Выплата вознаграждения производителям фонограмм и видеограмм и другим лицам, имеющим авторское право и (или) смежные права, за предусмотренные частью второй данной статьи воспроизведения, осуществляется в форме отчислений (процентов) от стоимости оборудования и (или) материальных носителей производителями и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых можно осуществить воспроизведение исключительно в личных целях в домашних условиях произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах, кроме:
а) профессионального оборудования и (или) материальных носителей, не предназначенных для использования в домашних условиях;
б) оборудования и материальных носителей, экспортируемых за таможенную территорию Украины;
в) оборудования и материальных носителей, ввозимых физическим лицом на таможенную территорию Украины исключительно в личных целях и без коммерческой цели.
5. Размеры указанных в частях второй и четвертой данной статьи отчислений (процентов), которые должны выплачиваться производителями и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, определяются Кабинетом Министров Украины. Эти средства производителями и импортерами оборудования и (или) материальных носителей перечисляются определенным Учреждением организациям коллективного управления (далее — уполномоченным организациям). Собранные средства распределяются между организациями коллективного управления, состоящими на учете в Учреждении, на основании договоров, которые уполномоченные организации заключают со всеми организациями коллективного управления. Импортеры перечисляют эти средства уполномоченной организации при ввозе товара на таможенную территорию Украины, а производители — в конце каждого месяца после реализации оборудования и материальных носителей.
6. Учреждение и определенные им для сбора средств уполномоченные организации имеют право требовать от производителей и импортеров информацию о производстве, импорте и реализации (продаже) указанного в части четвертой данной статьи оборудования и материальных носителей.
7. Собранные средства, указанные в частях второй и четвертой данной статьи, распределяются между авторами, исполнителями, производителями фонограмм (видеограмм). Если соглашениями между организациями коллективного управления не предусмотрено иное, то эти средства распределяются в следующих про п
орциях: авторам — 50 процентов, исполнителям — 25 процентов и производителям фонограмм (видеограмм) — 25 процентов.

Статья 43. Использование фонограмм и видеограмм, опубликованных с коммерческой целью.
1. Допускается без согласия производителей фонограмм (видеограмм), фонограммы (видеограммы) которых опубликованы для использования с коммерческой целью, и исполнителей, исполнения которых зафиксированы в этих фонограммах (видеограммах), но с выплатой вознаграждения, следующее прямое или опосредствованное коммерческое использование фонограмм и видеограмм и их эк земпляров:
а) публичное исполнение фонограммы или ее экземпляра или публичная демонстрация видеограммы или ее экземпляра;
б) публичное оповещение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, в эфир;
в) публичное оповещение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, по проводам (через кабель).
2. Сбор вознаграждения за использование фонограмм (видеограмм), указанных в части первой данной статьи, и контроль за их правомерным использованием осуществляются определенными Учреждением уполномоченными организациями коллективного управления. Собранные средства распределяются между организациями коллективного управления, состоящими на учете в Учреждении, на основании договоров, которые уполномоченные организации заключают со всеми организациями коллективного управления. Полученное от уполномоченной организации вознаграждение распределяется соответствующей организацией коллективного управления в следующих пропорциях: исполнителям — 50 процентов, производителям фонограмм (видеограмм) — 50 процентов.
3. Размер вознаграждения за использование фонограмм (видеограмм), указанных в части первой данной статьи, порядок и условия его выплаты определяются Кабинетом Министров Украины.
4. Лица, использующие фонограммы, видеограммы или их экземпляры, должны предоставлять организациям, указанным в части второй данной статьи, точные сведения об их использовании, не обходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Статья 44. Срок действия смежных прав.
1. Имущественные права исполнителей охраняются в течение 50 лет от даты первой записи исполнения.
Личные неимущественные права исполнителей, предусмотренные частью первой статьи 38 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
2. Права производителей фонограмм и видеограмм охраняются в течение 50 лет от даты первого опубликования фонограммы (видеограммы) или их первой звукозаписи (видеозаписи), если фонограмма (видеограмма) не была опубликована в течение указанного времени.
3. Организации вещания пользуются предоставленными настоящим Законом правами в течение 50 лет от даты первого публичного оповещения передачи.
4. Окончание сроков защиты смежных прав наступает 1 января года, следующего за годом, в котором закончились предусмотренные данной статьей сроки защиты.
5. К наследникам исполнителей и правопреемникам производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнений, фонограмм, видеограмм, публичные оповещения, а также право на полу чение вознаграждения в пределах установленного данной статьей срока.

Смотрите так же:

  • Исполнение мирового соглашения в гпк рф Исполнительный лист на принудительное исполнение мирового соглашения Здравствуйте, уважаемые юристы, нужна ваша юридическая помощь в СПб. Два года назад между мной и бывшей супругой возник […]
  • Отдам свою квартиру за уход Отдам свою квартиру за уход 2 эт 2 эт дома. Район Мясокомбината. У меня 13/16. У Пенсионера 3/16. Сейчас там снимают хату форумчане (не первый год). Ограничение - без деда продать не […]
  • Налоги для граждан с видом на жительство Налоги для граждан с видом на жительство Вопрос: Какие налоги организация должна платить, приняв на работу иностранного гражданина из Болгарии с видом на жительство в г. Москве? Также […]
  • Приговор по ч 1 132 ук рф Приговор по ч 1 132 ук рф Понедельник с 9.00 - 18.00 Вторник с 9.00 - 18.00 Среда с 9.00 - 18.00 Четверг с 9.00 - 18.00 Пятница с 9.00 - 16.45 Перерыв на обед с 13.00 - 13.45 График работы […]
  • Федеральное антимонопольное законодательство статья 10 О применении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» Во исполнение пунктов 51 и 52 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 году, утвержденного […]
  • Автоюрист на герцена омск Автоюрист, ООО Франшиз девелопмент рус, представительство в г. Омске улица Герцена, 200 улица 70 лет Октября, 24 ( 4.8 км ) улица Чернышевского, 23 ( 1 км 70 м ) улица Герцена, 75 ( 1 км […]
  • Законодательство рф Статья 14 Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Информация об изменениях: Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ статья 14 настоящего Федерального […]
  • Договор займа оплата третьему лицу образец Договор займа оплата третьему лицу образец Как правильнее заключить договор займа между юриками, чтобы займодавец перечислил деньги третьему лицу. Заключить договор займа, в котором […]