Меню Закрыть

Источники финансирования дефицита регионального бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации

Данная статья рассматривает источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

Учитывая положения статьи, можно сделать вывод, что к источникам финансирования дефицита регионального бюджета относятся:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ.

Государственный заем — это передача в собственность РФ, субъекта РФ денежных средств, которые РФ, субъект РФ обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа;

2) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Согласно бюджетному законодательству бюджетная бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. При этом необходимо учитывать, что не могут выступать в качестве источника финансирования дефицита регионального бюджета кредиты ЦБР;

4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ. Согласно закону средства, полученные от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, могут пойти на финансирование дефицита регионального бюджета;

5) изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета. Это определяется путем сравнения остатков на начало и конец периода.

FinanceRoad — финансовая грамотность

Источники финансирования дефицита регионального бюджета

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.

Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15%-е ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются представительными органами власти в бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств:

выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 535

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Перекатиева Т.А,

Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджет, субсидии, субвенции, дотации, бюджетная система, бюджетный федерализм.

На сегодняшний день большинство бюджетов субъектов Российской Федерации и все бюджеты муниципальных образований формируются с дефицитом. В первую очередь это связано с несбалансированностью доходов и расходных полномочий соответствующих бюджетов. Действующими законодательными актами предусмотрены механизмы покрытия дефицита, такими как дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит и иные межбюджетные трансферты.

С целью выявления наиболее приемлемого механизма покрытия дефицита проведем анализ структуры доходов регионального бюджета и видов финансовой помощи.

Рассмотрим доходную часть бюджетов в таблице 1.

Таблица 1. — Доходы бюджета

То есть каждый территориальный бюджет имеет собственные источники доходов, а также дополнительные отчисления от доходов вышестоящего бюджета.

Примером является отчисления по налогу на прибыль в бюджет нижестоящего уровня. Данные отчисления определяются законом о бюджете на очередной финансовый год. Они позволяют покрыть расходы нижестоящего бюджета, чтобы обеспечить реализацию принципа сбалансированности бюджета.

Вышеназванный принцип — один из основных. На нем основана устойчивость бюджетной системы Российской Федерации. Он заключается в том, что расходная часть бюджета должна покрываться за счет доходной части, а также за счет источников финансирования дефицита бюджета (при их наличии).

В реально же функционирующей экономике данная модель может быть нарушена определенным дисбалансом, иначе – неравенством бюджета, который возникает в силу ряда причин.

Для покрытия дисбаланса бюджета предусмотрен определенный механизм – выравнивание бюджетной обеспеченности.

Он заключается в предоставлении бюджетам нижестоящих уровней прямой финансовой помощи.

К прямой финансовой помощи относятся [1]:

¾ бюджетный кредит и другие.

Формы прямой финансовой помощи раскроем в таблице 2.

Таблица 2. — Формы прямой финансовой помощи

В бюджет субъекта Российской Федерации поступают средства из федерального бюджета в соответствии с условиями, установленными статьей 130 Бюджетного Кодекса Российской Федерацией. Они предоставляются при соблюдении субъектом норм бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Имеют вид субсидий, субвенции, дотаций и иных межбюджетных трансфертов.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с определенным направлением, например:

¾ Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 N 58 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» [2];

¾ Постановление Правительства РФ от 04.01.2014 N 7 (ред. от 03.03.2016) «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок»[3];

¾ Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 383 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на премирование регионов — победителей фестиваля «Кавказские игры»[4];;

¾ Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1438 (ред. от 29.05.2015) «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C»[5];

При формировании бюджета субъекта Российской федерации может возникнуть дефицит бюджета, который устанавливается законом о бюджете на год и плановый период и не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. При утверждении бюджета с дефицитом устанавливаются также источники финансирования дефицита бюджета [1]. Рассмотрим их структуру на рисунке 1.

Рис.1 Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Выравнивание бюджетов путем предоставления нижестоящим бюджетам межбюджетных трансфертов необходимо для реализации социально-значимых функций государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления на всех уровнях бюджетной системы РФ. Основной формой межбюджетного выравнивания в Российской Федерации является перераспределение средств в виде безвозмездных поступлений.

Таким образом, с точки зрения региональных или муниципальных властей наиболее интересными представляются дотации, так как денежные средства выделяются на общую сумму дефицита бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Однако если говорить о федеральном уровне власти, то этот способ финансирования не позволяет осуществлять контроль над расходованием средств и увеличивается возможность неэффективного их использования региональными органами власти. В связи с этим в настоящее время наиболее часто применяют другие формы покрытия дефицита. При этом наиболее приемлемым при данных условиях видится выделение средств, бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов безвозвратно и безвозмездно, т.е. субсидирование.

Источники финансирования дефицита регионального бюджета

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15 %-ное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Государственный долг региона полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства региона погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Смотрите так же:

  • Независимая экспертиза автомобиля после дтп саратов Независимая экспертиза автомобиля после дтп саратов *Утрата товарной стоимости автомобиля или коротко УТС - величина, характеризующая снижение стоимости транспортного средства в результате […]
  • Гпк рф 2007 года Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" Документ является поправкой к Изменения […]
  • Вакансии юрист претензионная работа Главный юрисконсульт претензионно-исковой работы (вакансия закрыта) посмотреть другие вакансии Надра Банк ПАО КБ "Надра" объявляет конкурс на вакансию "Главного Юрисконсульта сектора […]
  • Юрист жкх украина За все надо платить: юрист объяснил, что скрывается за нововведениями в сфере ЖКХ Юрист объяснил, как нужно действовать, если коммунальные услуги оказываются некачественно. 9 ноября […]
  • Где застраховать авто по осаго в краснодаре Калькулятор ОСАГО в Краснодаре Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Краснодара Страховые компании — партнеры Какова цена страховки ОСАГО в Краснодаре в 2018 […]
  • Отдам свою квартиру за уход Отдам свою квартиру за уход 2 эт 2 эт дома. Район Мясокомбината. У меня 13/16. У Пенсионера 3/16. Сейчас там снимают хату форумчане (не первый год). Ограничение - без деда продать не […]
  • Приговор по ч 1 132 ук рф Приговор по ч 1 132 ук рф Понедельник с 9.00 - 18.00 Вторник с 9.00 - 18.00 Среда с 9.00 - 18.00 Четверг с 9.00 - 18.00 Пятница с 9.00 - 16.45 Перерыв на обед с 13.00 - 13.45 График работы […]
  • Претензия на возврат займа по расписке Претензия по расписке Перед обращением в суд о взыскании задолженности обычно направляется претензия по расписке. Очень часто отдельный договор займа между гражданами не заключается, а […]