Меню Закрыть

Юрист жкх украина

За все надо платить: юрист объяснил, что скрывается за нововведениями в сфере ЖКХ

Юрист объяснил, как нужно действовать, если коммунальные услуги оказываются некачественно.

9 ноября Верховная Рада Украины приняла новый закон «О жилищно-коммунальных услугах», который направлен на демонополизацию рынка жилищно-коммунальных услуг.

Новый закон о жилищно-коммунальных услугах вступит в силу через три месяца после его официальной публикации. Фактически это закон о демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг, ведь он убивает монополию ЖЭКов, а потребители получают возможность и право заключать соглашения с теми поставщиками, которых сами выберут, на тех условиях, на которые смогут влиять.

Закон является частью большой реформы ЖКХ, которую совместными усилиями продвигают правительство и парламент. В свою очередь, по словам юриста Лаврентия Царука, темой нового закона является то, что за все надо платить. Об этом он рассказал в эфире «Сніданку 1+1».

«Люди много обсуждают пеню, которую придется платить за просроченную коммуналку. Она небольшая, всего 3,6 % в год, а это не много, потому что реальный рост цен гораздо выше. Но можно быть уверенными, что ее будут поднимать. Ведь сейчас она для того, чтобы люди привыкли ее платить. Я бы не советовал расслабляться и все же знать, что пеню нам установили. А вот ответственности поставщиков, то никакой, увы, нет. Отныне они могут везде говорить, что у них авария, ремонт, а на время ремонта они никакой ответственности не несут. Я считаю, что это несправедливо, потому что поставщик – это предприятие, которое обязуется нам предоставлять услуги и они должны нести ответственность, а, к сожалению, этого нет», – рассказал он.

Юрист Лаврентий Царук рассказал о нововведениях Закона о жилищно-коммунальных услугах

Наш эксперт — юрист Лаврентий Царук — ознакомился с новым Законом о жилищно-коммунальные услуги и очень им недоволен. Каких нововведений ожидать украинцам и к чему готовиться?

Кроме того, юрист объяснил, как нужно действовать, если коммунальные услуги подаются некачественно.

«Что касается фиксации некачественных коммунальных услуг, то раньше в предыдущей редакции закона, которая действовала, там была довольно сложная, но действенная процедура составления актов претензий, это длительный процесс, но оно работало, в новом законе она перенесена, но еще более затруднена. Там написано, что после того, как ты составляешь акт претензию, ты заказным письмом направляєш его поставщику, а это тоже немножко надо заплатить, а этот акт-претензия считается согласованной, если поставщик не предоставил никакого ответа, он дал ответ – то все, иди в судах там что-то доказывай, а никто же в эти суды ходить не будет», – прокомментировал он.

Также юрист рассказал о зоне ответственности.

«Очень важный момент: если раньше поставщики тепла отвечали за температуру в наших квартирах, то теперь они отвечают только за температуру теплоносителя, который подают в сеть к придомовой территории нашего дома, а дальше они уже не отвечают. То есть они подали горячую воду, а дальше у нас в квартире батарея холодная, то плати как за горячую», – сказал он.

Десятки житомирян подали в суд на газовиков из-за завышенных тарифов

Люди требуют сделать им перерасчет за топливо. Потому что после установления придомовых счетчиков, суммы в платежках выросли в 3-5 раз. Жителей поддерживает мэрия, которая уже судится с газовиками. В самой компании говорят, что процессу не боятся.

В таком случае, вопрос ремонтов всего что внутри нашей придомовой территории будет решаться самими совладельцами дома. То есть они сами должны «сбрасываться» деньгами и решать эти вопросы.

«Что касается счетчиков, то в течение следующих нескольких лет установят всем счетчики. То есть установят на все дома счетчики и во все помещения, квартиры, везде поставят счетчики. Но эти счетчики будут установлены не за счет поставщиков, а за наш счет. Я соглашаюсь с людьми, которые говорят, что это игра в одни ворота», – пояснил Царук.

Также потребителям надо запомнить новый термин – Управитель.

«Это фактически лицо, которое управляет домом и от нашего имени будет совершать различные важные действия. Также вводится такая профессия, в ВУЗах людей учат, как управлять домами. Также есть плата предусмотрена для управляющей компании. Тема нового закона: за все надо платить. Я нашел единственный позитив. Мы до этого времени не можем проверять, из чего складывается этот тариф, у нас нет каких-либо рычагов. Определили нам орган, куда жаловаться. Жаловаться надо в Госпродпотребслужбу – бывшая служба защиты прав потребителей», – добавил юрист.

Юрист жкх украина

09.11.2017 Президент Украины подписал новый Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который вступит в силу с 10.06.2018 (далее – Закон).

Часть нововведений предполагается запустить еще позже: с 1 января 2019 года. Это пункты о том, что:

– потребитель тоже получит право требовать от управляющего и исполнителя коммунальных услуг штраф за некачественно или не в полной мере предоставленную услугу (п. 7 ч. 1 ст. 7);

– потребитель обязан будет уплачивать пеню в случае задержки платежей за услуги; размер пени не выше 0,01 % от суммы долга за каждый день просрочки (п. 10 ч. 2 ст. 7; п. 2 ч. 4 ст. 7; ч. 1 ст. 26);

– льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг выплачиваются потребителю в денежной форме – запуск полной монетизации (ч. 3 ст. 11);

– управляющий обязан иметь в штате сотрудника, который прошел аттестацию по профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» (абз. 1 и 2 ч. 5 ст. 18).

Новый Закон о ЖКУ предполагает целый ряд позитивных изменений:

Вводится ответственность за непредоставленные или предоставленные не в полном объеме в оговоренные сроки услуги – раньше отвечал только потребитель.

Все услуги оказываются только на основании договорных отношений.

Потребитель выбирает, какую услугу и на основании какого договора он хочет получать:

1. Индивидуальный договор.

2. Коллективный договор с управляющим.

3. Договор коллективного потребителя – ОСМД.

4. Статус-кво индивидуальный договор (ч. 7 ст. 14), в котором поставщик отвечает не до ввода инженерных сетей в квартиру потребителя, как в варианте 1, а до входа этих сетей в дом. Такой вариант остается по умолчанию для неактивных граждан, не осознающих еще свои ответственность и возможности.

Важно, что под разные коммунальные услуги сособственники могут выбрать разные виды договоров. При этом ответственность потребителя остается индивидуальной – в случае коллективного договора и задолженности одного перед поставщиком не будут отключать весь дом, а будут разбираться только с конкретным должником.

Рассмотрим отличия трех базовых моделей договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме (ст. 14):

– с каждым отдельным собственником;

– ответственность исполнителя за качество услуги внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя;

– взимается плата за абонобслуживание;

– единственно возможный вариант для газо- и электроснабжения;

– обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома – исполнителем на основании договора;

– капитальный ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей коммунальной услуги, осуществляется сособственниками или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет сособственников;

– техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем электро- и газоснабжения осуществляются субъектом, определенным сособственниками многоквартирного дома, за счет сособственников.

2. «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР С УПРАВЛЯЮЩИМ»

– управляющий заключает договоры с поставщиками от имени сособственников дома на основании подписанного с ним договора;

– ответственность исполнителя до «входа в дом»;

– в стоимость коммунальных услуг НЕ входит плата за абонобслуживание и плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома;

– может быть заключен ТОЛЬКО при условии наличия домового узла (узлов) учета, обеспечивающего общий учет потребления коммунальной услуги в доме;

– техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома осуществляются за счет сособственников;

– уполномоченное лицо открывает текущий счет со специальным режимом использования по каждой коммунальной услуге, при этом сами средства, находящиеся на таком счете, являются собственностью сособственников многоквартирного дома;

– при наличии задолженности за потребленные коммунальные услуги исполнитель обращается с претензией (иском) к соответствующему сособственнику. Кто этот сособственник, сообщает уполномоченное лицо на письменный запрос исполнителя в течение 10 календарных дней. В противном случае исполнитель вправе обратиться с претензией (иском) об уплате фактической задолженности к уполномоченному лицу, а последний уже после уплаты задолженности имеет право обратного требования (регресса) к сособственнику-должнику.

3. «ДОГОВОР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ – ОСМД»

– заключается с исполнителем соответствующей услуги объединением сособственников многоквартирного дома от собственного имени;

– условия заключения и исполнения такого договора, а также отношения между коллективным потребителем и индивидуальными потребителями регулируются уставом такого объединения и решениями его уполномоченных органов управления.

ГЛАВНОЕ: выбор формы договорных отношений определен Законом для услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии – теперь они будут предоставляться исключительно на основании индивидуальных договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 14).

Тут следует напомнить, что у многих домов были общие договоры на поставку электроэнергии, что позволяло им влиять на должников путем временного ограничения предоставления им этой услуги. Теперь такой возможности больше не будет.

С газом ситуация действительно постепенно улучшается: кроме обязательных индивидуальных договоров, добавляется обязательство для газовых служб обеспечить всех потребителей узлами учета, осуществляющими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома (ч. 2 ст. 17).

Сейчас ГорГазы во многих городах решили сэкономить и установили общедомовые газовые счетчики, которые значительно искажают реальные показания. Общедомовой счетчик газа может быть установлен только с согласия сособственников многоквартирного дома в порядке, определенном статьей 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», что дополнительно подтверждается и Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» относительно порядка установления счетчиков потребителям природного газа» от 21.12.2017. Последний запрещает устанавливать общедомовые счетчики газа без согласия сособственников, отключать дома от газоснабжения и четко указывает на установлении именно индивидуальных счетчиков газа.

Для потребителя появляются права:

– на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения (п. 6 ч. 1 ст. 7);

– в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды (п. 12 ч. 1 ст. 7).

Также потребитель теперь сможет видеть в своих платежках, сколько исполнитель тратит на обслуживание сетей – из тарифов на коммунальные услуги выделяется плата за абонентское обслуживание – обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем. Раньше эта плата включалась в общий платеж. Теперь эти расходы должны оплачиваться отдельно. Либо исполнителю коммунальной услуги – как плата за абонентское обслуживание, либо управляющему – тогда такие расходы будут заложены в плату за услугу по управлению.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно (абз. 3 ч. 1 ст. 17). Эта норма должна позволить развиваться конкурентному рынку обслуживания инженерных сетей и дать возможность потребителю выбирать другую обслуживающую сети компанию, что должно устранить монополию.

Закон предусматривает право исполнителя коммунальной услуги ограничить (прекратить) ее предоставление конкретному потребителю в многоквартирном доме, причем независимо от выбранной модели организации договорных отношений. Следовательно, даже при коллективном договоре оказание услуги может быть приостановлено только конкретному должнику.

Более того, Закон четко определяет процедуру такого прекращения. В частности, исполнитель должен по меньшей мере за 30 дней предупредить должника о предстоящем отключении и тем самым дать возможность или погасить долг, или оспорить правомерность прекращения предоставления услуги.

Кроме того, Закон позволяет исполнителям коммунальных услуг прекращать их предоставление тем потребителям, которые отказались заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг.

Здесь добавить нечего: если отказываешься от договора – значит, не нуждаешься в услуге. Однако тут следует помнить: потребитель не освобождается от оплаты жилищно-коммунальных услуг, полученных им до заключения соответствующего договора (абз. 2 ч. 1 ст. 9; ч. 5 ст. 13).

Управляющий – физическое лицо – предприниматель обязан самостоятельно пройти профессиональную аттестацию или иметь в штате по трудовому договору не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» (абз. 1 и 2 ч. 5 ст. 18).

Проблема в том, что порядок осуществления профессиональной аттестации управляющих по профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» и перечень критериев, которым должны соответствовать предприятия, учреждения, организации, осуществляющие такую профессиональную аттестацию, устанавливаются Кабинетом Министров Украины, и успеть они должны это сделать до 1 января 2019 года.

Для управляющего основной задачей Закон определяет содержание дома и придомовой территории. Но теперь Закон (п. 5 ч. 3 ст. 8) дает возможность в договоре с управляющим прописать дополнительные функции, как например:

– заключать от имени сособственников многоквартирного дома коллективные договоры о предоставлении определенных коммунальных услуг;

– сдавать по поручению сособственников, предоставлять в аренду, устанавливать сервитут относительно общего имущества многоквартирного дома;

– организовывать и выступать заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества.

Цена за эти услуги устанавливается отдельно в договоре с потребителем.

Для объединений сособственников:

1. Самое главное нововведение для ОСМД, что Закон в ч. 2 ст. 2 говорит: «Не являются предметом регулирования настоящего Закона отношения, возникающие между сособственниками, а также между сособственниками и объединением сособственников многоквартирного дома».

Такая норма еще раз подчеркивает, что ОСМД не является «поставщиком» или исполнителем жилищно-коммунальных услуг, как и не является «субъектом хозяйствования» вообще (ст. 4 Закона Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома»). Так же, как и не взимают ОСМД ни «квартплату», ни «плату за услуги». То есть ОСМД как объединение сособственников не заключает с самими сособственниками никаких договоров на предоставление услуг – эти услуги оказываются поставщиками дому как коллективному потребителю ОСМД.

2. Также полезной для ОСМД будет конкретизация, что дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилье потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг (ч. 3 ст. 9). Это означает, что жители неприватизированных квартир платят точно так же, как и собственники квартир в этом доме – никто от оплаты взносов их не освобождал, конечно, если другое решение не будет принято общим собранием и за него не проголосуют более 50 % площади сособственников.

В Законе постарались максимально прописать все условия, но все равно остаются лазейки и сложности с последующим исполнением:

1. Закон предусмотрел обязательство для ГорГазов по обеспечению узлов учета индивидуального потребителя, но не указано, за чей счет эти мероприятия будут проводиться. Говорится о компенсации за установленный своими силами прибор учета, а финансирование для этих мероприятий не выделено – ГорГаз ждет до конца февраля разъяснения со стороны Кабмина и НКРЭКУ.

2. Вводится новое понятие – «предельная норма расходов на управление жильем». Это значит, что и на расходы на управление многоквартирным домом вообще, и на плату за управление в частности распространяются льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако в конце января для многих ОСМД это стало проблемой – изменениями от 01.01.2018 в постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 2002 года № 256 обновлен Порядок финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета, которым обязали всех поставщиков услуг, если они хотят получить возмещение за уже предоставленные потребителям льготы и субсидии, открыть текущие счета со специальным режимом использования в органах Казначейства. Это постановление к поставщикам услуг отнесло и ОСМД, которые таковыми не являются. По состоянию на 05.02.2018 проблему частично решили, но обещанной монетизации для жителей по-прежнему еще нет.

3. Предусматривается, что выбрать управляющего люди теперь могут через проведение конкурса ГорСоветом с обязательным составлением протокола о таком решении. Часть 6 Переходных положений Закона устанавливает, что в многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не создано ОСМД, исполнительный орган местного совета обязан объявить и провести конкурс на определение управляющего в трехмесячный срок со дня получения протокола собрания сособственников многоквартирного дома с просьбой назначить управляющего. Решение по этому вопросу считается принятым собранием сособственников, если за него проголосовали собственники квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе превышает 50 процентов общей площади всех квартир и нежилых помещений многоквартирного дома.

Этот случай крайне негативен: это ваша собственность – и не имеет смысла выпускать из собственных рук управление ею. Примеры безответственности мы уже наблюдаем, когда в Одессе и Днепре провели такие конкурсы и управление получили снова те же ЖКСы.

4. Управляющему дали возможность на основании договора с сособственниками (коллективный договор) многоквартирного дома предоставлять в аренду, устанавливать сервитут относительно общего имущества многоквартирного дома (п. 5 ч. 3 ст. 8). В этом случае следует очень внимательно и точно прорабатывать сами условия договора – цена, на чей счет будет поступать оплата, куда использоваться вырученные средства.

5. Для индивидуального потребителя вводятся две новые обязанности:

– допускать в свое жилье (другой объект недвижимого имущества) управляющего, исполнителей коммунальных услуг или их представителей в порядке, определенном законом и договорами о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний (п. 7 ч. 2 ст. 7). Отказ предоставить доступ является основанием для прекращения предоставления потребителю соответствующей коммунальной услуги. После предоставления потребителем такого доступа предоставление услуги возобновляется (ч. 3 ст. 29);

– информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя (п. 11 ч. 2 ст. 7).

Риск тут заключается в том, что непонятно, как и когда эти нормы будут применяться, причем учитывая нормы других НПА, прямо запрещающих ограничивать предоставление услуг как горячего, так и холодного водоснабжения и водоотвода кроме как для устранения аварии (постановление Кабинета Министров Украины от 17 февраля 2010 года № 151 ).

В целом оценить новый Закон можно как прогрессивный и направленный на решение многих накопившихся сложностей, но он остается достаточно гибким, что хорошо и плохо одновременно. То есть с одной стороны – вводится институт пени, конкурентного рынка, взаимная ответственность поставщика и потребителя коммунальной услуги, конкретизируются некоторые договорные отношения, а вот с другой – не устанавливается точная граница ответственности, контроль за исполнением остается на плечах простых жителей, не предоставляются механизмы создания того же конкурентного рынка в виде льгот для бизнеса и т. д. Очень многое сейчас зависит от дополнительных нормативно-правовых документов, которые примет Кабмин.

_____________________________________________
© ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

Половина украинцев рискует остаться без отопления: какие новинки появились в законе о ЖКХ

Принятый на прошлой неделе закон «О жилищно-коммунальных услугах», предусматривающий пеню за просрочку платежа и абонплату за использование сетей, включает в себя на первый взгляд и полезные потребителю нормы. Так, согласно закону, вводится проверка качества коммунальных услуг, а также возможность уменьшения размера платы, если услуги не соответствовали нормам. А если их не было вовсе – то и отказ от оплаты. Правда, поставщик теперь получил право отключить услугу, если за нее не платят в течение месяца. «Вести» расспросили экспертов, что изменится в жизни украинцев.

«Процедура взыскания компенсации за некачественное обслуживание установлена постановлением Кабмина №151 еще в 2008 году. Если услуга некачественная, потребитель должен уведомить об этом исполнителя, и в течение суток тот должен составить акт, а после в пятидневный срок либо решить вопрос с компенсацией, либо дать аргументированный отказ. То есть теоретически алгоритм существует уже сейчас, но камень преткновения заключается в том, что найти крайнего порой очень сложно. Поставщик в ответе за услугу только до порога дома. Дальше вина ложится на тех, кто обслуживает домовые сети», – рассказал «Вестям» эксперт по вопросам ЖКХ Тарас Галайда.

Кроме того, закон позволит владельцам квартир в многоквартирных домах отделиться от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой. Но норма распространяется лишь на те дома, половина жителей которых уже отапливается индивидуально.

«Чтобы перейти на автономное отопление, необходимо получить согласие от всех жильцов дома, разрешение в мэрии, в ЖЭКе, у управляющей компании, согласовать сам проект, и даже все это не гарантирует успех. Данный пункт в законе – попытка упростить переход на автономку там, где большая половина жильцов дома успела сделать автономное отопление при более лояльной законодательной базе», – добавил Галайда.

Как будут отключать

В то же время для поставщиков коммунальных услуг законом предусмотрена возможность лишить жильца конкретной услуги при наличии у него задолженности сроком более чем в 30 дней. При этом о своем намерении исполнитель должен уведомить неплательщика исключительно в письменной форме и только после этого он вправе произвести отключение.

По мнению экс-министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко, эта норма даст возможность многим украинцам не накапливать долги и отказаться от услуги законным путем.

«Раньше как было: если нечем у человека платить за коммуналку, его долги могли накапливаться до тех пор, пока не приходили судебные исполнители и не арестовывали квартиру. Теперь же нет денег, не пользуешься услугой, месяц не заплатил, отключили на законном основании», – говорит Кучеренко.

Правда, непонятно, что делать тем, у кого нет возможности вовремя и в полном объеме оплачивать коммуналку. С таким успехом половина украинцев может оказаться зимой без отопления.

Нововведением закона будет и наложение на должника пени. Напомним, если потребитель задолжал за коммунальные услуги, закон предусматривает взыскание пени в размере 0,01% от суммы долга за каждый день задержки. В год будет выходить 3,6%, но начислять ее начнут только с 1 января 2019 года. При этом общий размер пени, согласно прописанным нормам, не может превышать 100% общей суммы долга.

Штрафы обещают не начислять, если у человека имеются задержки с зарплатой или же государство вовремя не перечислило средства на субсидии.

Но юристы говорят: без документального подтверждения добиться чего-либо нереально. «Новый закон не дал ничего нового, лишь добавил больше ответственности жильцам. Его цель – не сделать что-то для людей, а дать больше полномочий поставщикам услуг: им предоставили возможность отключать услуги, для них четко прописан порядок, сроки и условия. Поставщики давно хотели разбить платежи на части, и закон дал им такую возможность. Теперь 1/3 от платежа они вправе устанавливать в том размере, в котором считают нужным, без участия государства и без его контроля. В то же время закон не дает возможность применить штрафные санкции к поставщику. Получается, что это декларативная норма, когда по закону человек имеет на что-то право, а по факту алгоритма и процедуры получения нет», – говорит Галайда.

Кучеренко считает, что все зависит от самих украинцев. «Если жильцы организованы и инициативны, есть шансы чего-то добиться. Но если будут пассивными, ничего не изменится. Кроме того, на рынок управления многоквартирными домами уже давно должны прийти новые игроки. Если жители вынуждено будут выбирать только из старых ЖЭКов, очевидно, ситуация не изменится, изменятся только названия», – рассказал «Вестям» Кучеренко.

Новая редакция закона об услугах ЖКХ даст преимущества отстаивающим свою позицию активным потребителям – юристы

Новая редакция закона «О жилищно-коммунальных услугах» (законопроект №1581-д) даст преимущества потребителям, которые готовы отстаивать свою позицию в диалоге с поставщиком услуг и корректно фиксировать отсутствие или низкое качество жилищно-коммунальных услуг.

Это следует из комментариев юристов, которые прокомментировали агентству «Интерфакс-Украина» принятую в повторном втором чтении новую редакцию закона «О жилищно-коммунальных услугах».

По словам юриста практики корпоративного права юридической фирмы Juscutum Марии Фельмецгер, принятый закон, в частности, предоставляет потребителям коммунальных услуг право на уменьшение размера платы за жилищно-коммунальные услуги при условии документального подтверждения непредоставления коммунальных услуг.

При этом, потребитель должен зафиксировать факт непредоставления коммунальной услуги.

«Все действия нужно фиксировать. Запишите время и номер заявки, фамилию и должность человека, принявшего вашу заявку. Важно, чтобы были сняты достоверные показания счетчиков, если производится забор проб воды или газа, удостоверьтесь, что приборы работают верно», — сказала она, отметив, что порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и качества услуги по управлению многоквартирным домом, а также порядок забора проб устанавливаются Кабмином.

По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим.

«Если исполнитель коммунальной услуги или управляющий не приезжает в установленный срок или необоснованно отказывается подписать акт-претензию, такой акт следует подписать совместно с не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими в соседних помещениях и направить исполнителю коммунальной услуги или управляющему заказным письмом», — рекомендует юрист.

М.Фельмецгер подчеркнула, что в случае, неэффективности решения вопроса потребитель вправе обращаться за защитой своих прав, в частности, в судебные инстанции.

В свою очередь, юрист адвокатского объединения «Макмел» Анна Белолипецьких отметила, что, исходя из норм закона, акт-претензия является единственным действенным механизмом для снижения размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

«Окончательное решение о снижении оплаты принимает тот же исполнитель, поэтому, уместно было бы предусмотреть порядок обжалования таких решений для установления объективного решения сторонним объектом», — считает юрист.

Вместе с тем, юрист юридической компании «ВОЛХВ» Виктор Дубовик отметил, что норма закона о возможности снижения оплаты за коммунальные услуги не касается тепловой энергии (отопления) и может применяться только в случае отсутствия приборов учета коммунальных услуг (счетчиков).

Как сообщалось, 9 ноября Верховная Рада приняла в повторном втором чтении новую редакцию закона «О жилищно-коммунальных услугах» (законопроект №1581-д).

Закон «О жилищно-коммунальных услугах» является четвертым ключевым законом в реформе энергоэффективности: ранее приняты законы «Об энергоэффективности зданий», «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», «О Фонде энергоэффективности».

Согласно переходным положениям к закону, документ вступает в силу на следующий день после его опубликования и вводится в действие через шесть месяцев со дня вступления в силу, за исключением п.7 ч.1, п.10 ч.2, п.2 ч.4 ст.7, ч.3 ст.11, абз.1 и 2 ч.5 ст.18, ч.1 ст.26, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.

Заключенные до вступления его в силу договоры о предоставлении жилкомуслуг продолжат действие еще в течение одного года после вступления в силу закона.

В течение этого срока совладельцы многоквартирных домов должны принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электроэнергии и природного газа).

В многоквартирных домах, в которых на день вступления закона «О ЖКХ» в силу не менее половины квартир и нежилых помещений отключены от централизованного отопления и горячей воды, владельцы квартир имеют право устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения). Однако не допускается принудительное отключение от централизованных сетей квартир в случае отделения от этих сетей других собственников квартир и нежилых помещений.

ЖКХ по-новому: какие сюрпризы готовят украинцам

В Раде должны рассмотреть законопроект «О жилищно- коммунальных услугах». Эксперты рассказали UBR.ua о всех плюсах и минусах этой инициативы

Новая жизнь для жилищно-коммунального хозяйства Украины становится все ближе. Законопроект о ЖКХ готовится пройти второе чтение и уже 16 мая может быть принят в целом.

Как заявил спикер Верховной Рады Андрей Парубий, именно жилищно-коммунальное хозяйство станет первым блоком вопросов, который рассмотрит парламент на пленарном заседании во вторник.

  • Чем украинцы заплатят за кредит МВФ: пенсии, земля и дорогая коммуналка

UBR.ua решил узнать, какие же изменения появились в документе ко второму чтению и чего ждать украинцам в случае его принятия.

Долги разделят на всех и введут новую платежку

Главная норма, которая всегда вызывала бурные обсуждения — введение пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. В 90-х ее отменили, но сейчас снова предлагают реанимировать.

Хоть авторы законопроекта и предлагают уменьшить пеню с 0,1 до 0,01% за каждый день просрочки (но не более 100% суммы долга), однако хотят ввести ее начисление с первого дня просрочки, то есть с первого календарного дня следующего месяца.

В случае принятия документа украинцы начнут платить пеню с 1 января 2018 года. С этой же даты граждане смогут требовать с управляющего и исполнителей коммунальных услуг компенсации за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.

  • Авиабилеты подешевеют из-за новых правил для «Борисполя»

Предъявлять к управляющим квалификационные требования к профессии «менеджер (управляющий) жилого дома», согласно законопроекту, можно только с 1 января 2019 года.

Не стоит забывать, что обслуживающая организация по-прежнему сможет обратиться в суд за взысканием задолженности

«Если задолженность, превышает 10 минимальных заработных плат (32 тыс. грн), то должник может лишиться своей квартиры или нежилого помещения», — заметил нам управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.

При этом, законопроектом предлагается ввести понятия «индивидуальный потребитель» и «коллективный потребитель».

Индивидуальный потребитель — это собственник или пользователь жилого помещения, с которым заключен индивидуальный договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Коллективным потребителем является юрлицо, уполномоченное на заключение договора с жильцами. Условия коллективного договора являются обязательными для всех потребителей.

«Если вести речь о той же пене за просрочку оплаты услуг, может возникнуть ситуация, при которой все жильцы заплатят за одного должника. А дальнейшее взыскание задолженности с него станет уже проблемой коллектива», — отметила в разговоре с UBR.ua юрист Екатерина Гутгарц.

Примечательно, что законопроектом предусмотрено введение платы за абонентское обслуживание — дополнительного платежа, в случае если заключается индивидуальный договор.

То есть, с одной стороны, потребителю более выгоден коллективный договор, а с другой — это грозит «коллективной» ответственностью, да и претензии к исполнителю он сможет предъявить только через коллективного управляющего.

Можно отключатся

Есть в законопроекте и новации, расширяющие или уточняющие права самих потребителей коммунальных услуг. Например, право отключиться от централизованного теплообеспечения, или право не оплачивать услуги в случае временного отсутствия (свыше 30 дней), бесплатно получать от исполнителя информацию о ценах, тарифах и их структуре и т.д.

Приятным нововведением станет пункт, предусматривающий право потребителя на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг, что сможет стать новым аргументом в судебных тяжбах с ЖЭКами.

«В документе также указано, что в случае перерыва в предоставлении услуг при ликвидации последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю о таком перерыве не позднее трех часов с его начала», — отметил в беседе с UBR.ua партнер ЮК НАКАЗ Арсений Салалайко.

Вдвое сокращено и время прибытия исполнителя услуги на вызов потребителя — не более суток. А если исполнитель услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней не реагирует на требования потребителя, изложенные в акте-претензии, то такие претензии считаются признанными.

«Также законопроект предусматривает возможность индивидуального потребителя отключить за ненужностью централизованное теплоснабжение и горячую воду, тогда как в прошлой редакции данное решение должно было быть коллективным для всего многоквартирного дома», — заметила нам юрист ЮК «Волхв» Ярослава Борка.

При этом, законопроект позволяет поставщикам услуг не только приостанавливать их предоставление, но и осуществлять их остановку в случае неоплаты. Важно отметить, что поставщикам услуг законодательно предоставляется право вступать с потребителем в судебные тяжбы.

«Законодатели дали также защиту и для потребителей — остановка или приостановка услуг из-за неоплаты не может быть произведена, если качество и/или количество услуг не отвечают договору, — отметил в разговоре с UBR.ua старший аналитик «FOREX CLUB» Андрей Шевчишин.

Также, согласно документу, потребители будут обязаны допускать поставщика услуг в дом/жилье для «проверки» показателей измерительных приборов (счетчиков). Однако далее указано, что потребитель обязан предоставлять поставщику показатели имеющихся индивидуальных средств учета. В результате, смешивается обязательства — где проверка, а где предоставление показателей.

«Соответственно, для предоставления показателей – впускать не обязательно, а форма предоставления устанавливается договором», — добавил Шевчишин.

За месячный долг — отключат от сети

Что касается ремонтных работ в помещениях общего пользования, то их проведение является обязанностью управителя многоквартирного дома. Управителем может быть ОСМД или другая организация, физлицо-предприниматель, которых выберут сами жильцы. В то же время, если поломка случится по вине конкретного потребителя, то ремонтировать придется ему самому.

На сегодняшний день организация, обслуживающая дом (ЖЭК, частная компания, ОСМД) несет ответственность за состояние коммуникаций (электросетей, труб водопровода и т.п.) до входа в квартиру или нежилое помещение.

«Предлагаемым же законопроектом этот порядок изменяется и, теперь собственники квартир и нежилых помещений будут самостоятельно обслуживать дом», — отметил Виктор Мороз.

Появился и новый пункт, определяющий порядок отключения должников (за просрочку более 30 дней) от предоставления услуг (кроме электроэнергии и газа). Предоставление услуги возобновляется в течение одного дня после полной оплаты или заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Из минусов, стоит отметить обязанность информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг о смене собственника жилья и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в квартире.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Смотрите так же:

  • Причины увольнения по соглашению сторон причины Увольнение по собственному желанию или по соглашению сторон: преимущества и отличия Наверное, многие из наших читателей сталкивались с проблемами увольнения. Когда встает вопрос об […]
  • Исковое заявление на страховую компанию о невыплате Исковое заявление о взыскании невыплаченной части страхового возмещения (не доплатили по ОСАГО) (образец) Мировому судье судебного участка № (если сумма >50000 то иск подается в районный […]
  • Закон коррупция 1700 Закон коррупция 1700 Больше не показывать Минэкономразвития Украины Государственное предприятие "Харьковский региональный научно-производственный центр страндартизации, метрологии и […]
  • Земельные правовые нормы источники земельного права uristinfo.net 6. Понятие и виды источников земельного права Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и […]
  • Усыновление близнецов «усыновить юру и ванечку пожелало столько людей, что мы просто Растерялись» После того как «ФАКТЫ» рассказали о крошечных двойняшках, оставленных мамой в роддоме, сотни наших читателей […]
  • Продажа земельного участка воронежская область Земельные участки в Воронежской области Всего 5 968 объявлений Всего 5 968 объявлений Продажа земельного участка, 6 соток. 30 октября 1196 Агентство Пожаловаться […]
  • Опекун не подает на алименты Органы опеки потребовали опекуна подать на алименты Уважаемая бабушка, по законодательства, могут. Разъясняю. Опекун обязан заботиться о содержании своего подопечного, защищать его права […]
  • Продам земельный участок снт Продам земельный участок снт Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Красноармейск ИЖС. ПМЖ. Все центральные […]