Меню Закрыть

Надзор и контроль банка

Банковский контроль и надзор

Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования банковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непрерывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проводится в три этапа:

  • этап 1 — лицензирование, т.е. выдача специального разрешения на открытие банка;
  • этап 2 — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган;
  • этап 3 — инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передаваемой надзорным органам информации.

Начальный импульс развитие банковского надзора и контроля получило в результате Великой депрессии 20—30-х годов XX века. Интернационализация банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сформировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создай Комитет по банковскому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:

  • 1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;
  • 2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
  • 3) защита интересов вкладчиков.

Банковский надзор бывает дистанционным (документарным) и инспекционным (путем проверок на местах). В мировой практике используются различные типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на центральный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы (табл. 21.1).

Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют США, где функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере наиболее часто переплетаются. Б этой стране наряду с Федеральной резервной системой важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 году, в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за действием всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, которая на федеральном уровне выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данном регионе. Поскольку штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Кроме того, в отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Управлением по надзору за сберегательными учреждениями) и кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).

Все органы, проводящие надзор как за банками, так и за небанковскими организациями, в США решают две основные задачи:

  • 1) надзор за выполнением правил и норм банковской деятельности, принятых ФРС, а также одобрение правил и инструкций по вопросам управления активами и пассивами отдельных кредитных организаций;
  • 2) анализ отчетов и прочих документов банков и других финансовых институтов (для определения качества активов, оценки финансового положения и предупреждения крупных рисков).

Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде и не имеет большого значения в Великобритании.

В процессе европейской интеграции границы между различными типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулированию. Отдельные надзорные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгломератов, деятельность которых вызывает потребность оценки на групповой основе, координации отдельных регулирующих агентств или объединения в финансовое агентство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванными от деятельности сектора, который оно регулирует.

Вопросы организации современного банковского надзора в Европе до сих пор остаются предметом острых дискуссий. Некоторые специалисты считают, что валютная унификация в рамках ЕЭВС должна сопровождаться введением централизованного пруденциального контроля, осуществляемого либо Европейским центральным банком (ЕЦБ), либо независимой европейской банковской комиссией. Как считают сторонники такого подхода, усиление конкуренции, функциональной и географической взаимозависимости в банковском секторе делает недостаточной простую координацию деятельности национальных органов банковского контроля. Поэтому следует стремиться к созданию системы коллективного надзора.

Вместе с тем глобальный контроль над деятельностью банков, называемый макро-пруденииальным, предполагает не только координацию между национальными и европейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕЦБ.

Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает организацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ELJB. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных учреждений осуществляют национальные органы надзора. Децентрализованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между национальными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.

Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и экономики в целом, налоговыми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разнообразие функций органов надзора, неодинаковы цели деятельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.

Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еще находится в стадии становления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с центральными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осуществляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу. Поэтому некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 года ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к совету управляющих EUB.

Однако создание ЕИБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осуществления денежно-кредитной политики оказались разъединены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к EUB, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.

Надзор и контроль банка

Деятельность дистанционного надзора в Украине направлена ??на выявление на раннем этапе потенциальных проблем в любом направлении деятельности банков и своевременного на них реагирования путем внесения соответствующих их рекомендаций руководству банков по их устранению, а также применение адекватных мер влияния к банкам-нарушителям.

дистанционного надзора заключается в проведении предварительного контроля за деятельностью банков на основании данных финансовой и статистической отчетности банков как на индивидуальной, так и консолидированной основе, и другой информации, щ поступающей в. Национальный банк.

Субъектами проведения предварительного контроля является. Департамент дистанционного банковского надзора. Национального банка Украины и территориальные управления. Национального банка Украины (рис 32)

Задачами предварительного контроля являются:

— установление контроля со стороны. Национального банка Украины по определенным для банков ограничениями и требованиями в соответствии с разработанными периодических форм отчетности;

— проведение комплексного анализа отчетности банков и их расчетов экономических нормативов;

— создание информационной базы с целью использования ее данных для прогнозирования банковской деятельности и планирования текущего контроля

Проведение предварительного контроля дает возможность обеспечить проверку соблюдения банками установленных требований, разумное (с оптимальным риском) ведения ими собственных дел время при проведении предварительное него контроля реализуется запрет или ограничения. Национального банка относительно некоторых видов банковской деятельности, осуществляется контроль за отчислением средств в резервы для возмещения возможных вт рат по активным операциям банков, вводятся штрафные санкции в отношении банков, которые нарушают экономические нормативы тощо.

Предварительный контроль осуществляется на основании отчетности, которую. Национальный банк получает от банков. Согласно. Закону Украины»О банках и банковской деятельности»(в 69) банки обязаны представлять национ ном банке Украины финансовую и статистическую отчетность по их работы, операций, ликвидности, платежеспособности, прибыльности, а также информацию аффилированных лиц банков для оценки финансового состояния банкистану банків.

Рис 32. Проведение. Национальным банком Украины предыдущего контроля на этапе дистанционного надзора за деятельностью банков

Также. Национальный банк имеет право требовать от банков представления консолидированной финансовой отчетности. При этом. Национальный банк устанавливает для банков: формы отчетности и методику ее составления; периодич ность и сроки представления отчетности; структуру пояснительной записки; минимум сведений, подлежащих опубликованию, и сроки их представления; методику составления консолидированной отчетностиі.

В отдельных случаях. Национальный банк вправе требовать представления разовой и временной отчетности

Каждый владелец существенного участия в банке, который является юридическим лицом, обязан представить. Национальному банку Украины в установленный срок годовой отчет о своей деятельности. Отчет должен содержать следующую инфо ормацию: виды деятельности, которые осуществляет юридическое лицо, информация о субъектах хозяйствования, в которых лицо имеет участие, превышающее 10%, в частности: наименование и местонахождение юридического лица размер доли, находящейся в собственности этого лица, виды деятельности баланс и отчет о прибылях этого лица на конец последнего финансового року.

Национальный банк Украины имеет право требовать представления других периодических отчетов или информации от владельцев существенного участия в банке с целью осуществления надзора за безопасностью и надежностью финансового состояния банк.

Финансовая отчетность банков, представляемая в. Национальный банк Украины, должна быть ежегодно проверена аудитором. Аудиторская проверка банка осуществляется аудитором, который имеет сертификат. Национального бан дыха Украины на аудиторскую проверку банковских учреждений Аудиторский отчет должен содержать: баланс банка; отчет о счетах доходов и расходов; отчет о движении капитала; таблицу сроков активов и пассивов; инф ормацию относительно достаточности резервов и капитала банка; информацию об адекватности бухгалтерского учета, процедуры внутреннего аудита и мероприятий контроля банка; вывод о том, отражается является предоставленный банком финансовый отчет истинное финансовое состояние банкку.

С целью совершенствования надзора и контроля за состоянием дел в банках. Национальный банк Украины разработал»Методические рекомендации о порядке осуществления анализа финансового состояния банка и составления отчета в о мониторинге банка — юридического лица»Методические рекомендации имеют целью способствовать практическому внедрению требований. Базельских принципов эффективного банковского надзора (принципы 20-22) специалистами службы банковского надзора. Национального банка Украины при осуществлении ими дистанционного надзора и практического использования процедуры анализа финансового состояния банка, а также составление отчета о м ониторинг банка — юридического лица (заключения о деятельности банка). Целью внедрения этих методических рекомендаций являетсяомендацій є:

— определение единого и последовательного подхода к проведению анализа финансового состояния банка;

— своевременное выявление рисков (потенциальных проблем) в деятельности банка, предотвращения потери банком капитала, активов, наступлению неплатежеспособности, обеспечения защиты интересов вкладчиков и других кр редиторив банка

— надзор за соблюдением банками законодательства Украины и нормативно-правовых актов. Национального банка Украины;

— составление отчета, который должен содержать объективные выводы и оценку о деятельности (состояние) банка, для подготовки предложений по дальнейшей стратегии надзора за ним;

— осуществление непрерывного процесса надзора за деятельностью банков, повышения эффективности службы банковского надзора. Национального банка Украины и обеспечения стабильности банковского сектора;

— мониторинг сфер деятельности банка, требующие постоянного надзора или вмешательства службы банковского надзора. Национального банка Украины;

— накопление, систематизация и анализ информации, полученной службой банковского надзора. Национального банка Украины, как путем выездного, так и дистанционного надзора для своевременного принятия мер по м целях предупреждения или преодоления нежелательных последствий в деятельности банка

— развитие надзорных подходов, основанных на оценке рисков, и оценка устойчивости банка на основе сбалансированного сочетания оценок уровня соблюдения банками пруденциальных норм, установленных. Националь ьним банком Украины, с оценками уровня принимаемых банком рисков и качества управления этими рискам.

Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора за деятельностью банков, принятия решений о целесообразности осуществления инспекционных проверок, определения их тематики, а также х характера мер воздействия, применяемых к банкам по представлению структурных подразделений центрального аппарата и территориальных управлений. Национального банка Украины.

Для всестороннего анализа показателей деятельности банков в. Национальном банке Украины создана информационная система банковского надзора. Она содержит статистическую отчетность, полученную с помощью системы»New stat»; автоматизированную информационную систему»Досье банков»(АИС»Досье банков»); реестр корреспондентских счетов; единую информационную систему учета заемщиков (должников), которые имеют. Просрочен. Ену задолженность по банковским кредитам (ЕИС»Реестр заемщиков»ми (ЄІС «Реєстр позичальників»).

В составе автоматизированной информационной системы»Досье банков»функционируют модули:»Регистрация банков»,»Лицензирование банков»,»Мониторинг банков»,»Инспектирование банков»,»Обобщенная информация по с системе банков», «Узагальнена інформація по системі банків».

Модуль»Мониторинг банков»включает следующие блоки:»Финансовое состояние банка»,»крупные кредиторы банка»,»Картотека крупных кредитов и инсайдерских займов»Этот модуль создан для обеспечения контроля со за деятельностью банков на основании данных отчетности, максимальный размер крупных кредитных рисков и риска на одного заемщика, а также для предотвращения возникновения системных рисков. Он разработаны и на основе системы»New statн розроблений на основі системи «New stat».

Блок»Финансовое состояние»содержит основные показатели деятельности банков в динамике, обязательные экономические нормативы, показатели раннего реагирования и предусматривает графическое изображение данных. Это способствует осуществлено енню оперативного и стратегического анализа деятельности банков, формированию эффективной политики надзора за ними, своевременному применению мер влияниеодів впливу.

Основными задачами относительно функционирования и развития автоматизированной информационной системы»Досье банков»является создание новых модулей, расширения объемов информации, детализация показателей и применения ния их для выявления системных рисков, эффективности (результативности) деятельности банков тощанків тощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Банковский надзор

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков.

Эффективный банковский надзор основывается на адекватной законодательной и методологической базе. Деятельность службы банковского надзора дает положительные результаты только тогда, когда она подкреплена четкими правилами регулирования банковской деятельности.

Главной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированные и родственные лица банков на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

Национальный банк имеет право вводить особый режим контроля над деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора. При осуществлении процедуры временной администрации или особого режима контроля над деятельностью банка Национальный банк Украины имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, посланное соответствующими органами других государств, может использоваться только для проверки лицензии или права учреждения на осуществление банковской деятельности.

Банковский надзор следует рассматривать как упорядоченную систему, которая планомерно регулируется и развивается. Главными составляющими банковского надзора является контроль, который заключается в исследовании или наблюдении за соблюдением законности в деятельности банков и применении Национальным банком Украины по результатам такого контроля соответствующих мер воздействия.

Задачами банковского регулирования и надзора являются:

  • защита интересов клиентов и вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления и мошенничества;
  • создание конкурентной среды в банковском секторе;
  • обеспечение прозрачности банковского сектора;
  • повышение устойчивости и эффективности банковской деятельности;
  • поддержание необходимого уровня стандартов и профессионализма в банковском секторе.

Отечественная система банковского регулирования и надзора была создана практически одновременно с созданием Национального банка Украины как центрального банка независимого государства в 1991 г. Основным подразделением банковского надзора стало Главное управление по контролю за банковской деятельностью, в состав которого входили управление по контролю за соблюдением нормативов и управление инспектирования.

В 1995 г. после создания Национальным банком Украины профильных департаментов система банковского надзора была представлена Департаментом банковского надзора, в состав которого входили четыре управления:

  1. регистрации и лицензирования банков;
  2. контроля за соблюдением экономических нормативов;
  3. инспектирования банков;
  4. координации и организации банковского надзора.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

  1. многоуровневость системы надзора за банками;
  2. постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;
  3. совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения банковского надзора;
  4. постоянное повышение квалификации специалистов банковского надзора;
  5. усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины;
  6. использование опыта других стран, внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора.

Современная система банковского надзора в Украине скоординирована по вертикали. Она представлена подразделениями центрального аппарата и территориальных управлений Национального банка Украины. Основными формами контроля, с помощью которых Национальный банк Украины осуществляет надзорные и регулирующие функции, является вступительный, предварительный и текущий контроль.

Вступительный контроль применяется на этапе регистрации и лицензирования банковской деятельности. Его использование предполагает получение банками и кредитными учреждениями лицензии на проведение банковских операций. Вступительный контроль начинается с определения требований, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций, а также порядка, условий и сроков проведения этой процедуры.

Требования вступительного контроля касаются:

  • условий по объему уставного капитала, источников взносов в уставные фонды банков и состав их участников;
  • квалификационных и профессиональных качеств работников высшего и среднего звена управления банками;
  • вопросов иностранных акционеров (участников);
  • соответствующих технических вопросов;
  • условий, при которых Национальный банк Украины отказывает в предоставлении лицензии на проведение банковских операций;
  • условий по выполнению отдельных банковских операций.

Основной нормативной базой проведения вступительного контроля является Закон Украины «О банках и банковской деятельности»; Положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций (постановление Правления Национального банка Украины от 17.07.2001 г. № 275); Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений (постановление Правления Национального банка Украины от 31.08.2001 г. № 375); Правила регистрации корреспондентских счетов банков Национальным банком Украины (постановление Правления Национального банка от 15.08.2001 г. № 343).

Предварительный контроль предусматривает установление требований к осуществлению банковской деятельности с минимальным риском, контроль за выполнением банками экономических нормативов, запрет или ограничения осуществления отдельных банковских операций, применения санкций за нарушение действующего законодательства и тому подобное.

Предварительный контроль вводится с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения финансовой надежности банков. В рамках этого контроля Национальный банк Украины устанавливает для всех коммерческих банков обязательные экономические нормативы, нормы обязательных резервов и нормы отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций.

Текущий контроль осуществляется на основе использования методов и инструментов проверки деятельности банков и путем разработки мероприятий по улучшению их финансового состояния. Нормативной базой текущего контроля являются нормативные и инструктивные документы Национального банка Украины относительно планирования и проведения инспекционных проверок, осуществления конкретных расчетов экономических нормативов, определения уровня риска отдельных операций и банковской деятельности в целом, а также применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

Текущий контроль органы надзора и работники надзора осуществляют с целью определения рисков, присущих банку, уровня безопасности и правильности выполнения операций, достоверности отчетности банка, соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Состояние банковской деятельности определяется на основании анализа:

  • видов и структуры активных операций (направления размещения средств банка);
  • видов и структуры пассивных операций (источников средств банка);
  • подходов к управлению капиталом и капитализации банка;
  • ликвидности банка и ликвидности баланса банка;
  • сбалансированности расходов и доходов, а также уровня прибыльности банка;
  • уровня административно-хозяйственного, финансового и стратегического управления (менеджмента);
  • уровня риск-менеджмента в банке;
  • системы внутреннего контроля и аудита;
  • характера взаимосвязей банка с клиентами и кредиторами и т.п.

Основными формами банковского надзора являются:

  • проведение внутреннего контроля и аудита в банке;
  • выездное инспектирование Национального банка Украины;
  • безвыездной надзор Национального банка Украины;
  • внешний аудит;
  • оценка состояния банка рейтинговыми агентствами.

Органами банковского регулирования и надзора в мире, являются:

  • Арабский Комитет по вопросам банковского надзора;
  • Ассоциация надзорных органов, осуществляющих надзор за деятельностью банков Северной и Южной Америки (ASBA);
  • Карибская Группа органов банковского надзора;
  • Комитет европейских органов банковского надзора (CEBS);
  • Рабочая группа по вопросам банковского надзора Ассоциации банков стран Восточной Азии и Океании (EMEAP);
  • Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы;
  • Группа органов банковского надзора франкоязычных стран;
  • Комитет Совета по вопросам взаимодействия органов банковского надзора стран Персидского залива;
  • Исламский комитет по вопросам финансовых услуг;
  • Группа органов надзора за деятельностью оффшорных банков;
  • Региональная наблюдательная группа Центральной Азии и Закавказья;
  • Подкомитет по вопросам банковского надзора Содружества развития Южной Африки (SADC);
  • Форум органов банковского надзора Организации центральных банков Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии (SEANZA);
  • Комитет органов банковского надзора в Западной и Центральной Африке;
  • Ассоциация органов надзора за деятельностью финансовых учреждений стран Тихоокеанского региона.

В связи с глобализацией банковской сферы деятельности международных организаций и комитетов, осуществляющих методологическое и нормативное обеспечение банковского контроля и надзора, усиливается и способствует лучшему функционированию деятельность национальных органов банковского регулирования и надзора.

§ 3. Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г.

— оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;

— оценка достоверности учета (отчетности);

— определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;

— оценка качества активов кредитной организации;

— оценка величины и достаточности собственных средств;

— оценка систем управления рисками[39] и организации внутреннего контроля[40];

— оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

— выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью[41] Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Задание 6.2. Используя инструкцию Банка России № 105-И, выделите виды проверок кредитных организаций и порядок их проведения.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

4.Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков со стороны цб.

Функцию общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны возложены на ЦБР. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

Надзор за деятельностью кредитных организаций нужен для поддержания стабильности и надежности банковской системы.

Банковский надзор не следует смешивать с различными видами федерального надзора, которые осуществляются органами исполнительной власти. Смысл банковского надзора, — иной. Он состоит в том, что цели банковского надзора подчинены целям регулирования банковской системы и банковских операций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России в части установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Виды банковского надзора:

1)регистрация и лицензирование;

5.Агентство по страхованию вкладов (асв): задачи и функции.

АСВ было созданов соотв с ФЗ №177 « О страх-и вкладов ф.л. в банках РФ». С принятием з-на в стране начала формир-е система страх-я вкладов(ССВ). Это 2004 год. задачи явл: 1. Защита прав и з-ных интересов вкладчиков банков РФ. 2. Укрепление доверия к банк-й системе. 3. стимулир-е к привлеч-ю сбереж-я населения в банк. Системе.

1.Орг-ет учёт банков 2.Осущ-т сбор страх-х взносов(0,13%) и контроль за их поступл-ми. 3. Осущ-т меропр-я по учёту требов-й вкладчиков банка и выплате возмещений по вкладам. 4. Имеет право обращаться в БР с предлож-м о применении к банкам мер ответств-ти о наруш-и ФЗ №177. 5. Размещает и или инвестирует временно свобод ден ср-ва в фонд обязат-го страх-я вкладов. 6. Имеет право требовать от банков размещения онфо на стенде о ССВ и об участи в ней банка. 7. Опр-т порядок расчетов страх взносов. 8. ф-ции конкурсного управляющего при банкротстве КО. 9.ф-ции по фин-ому оздоровлению КО (сонация).

Имущ-во АСВ формир-ся за счет: имущ-го взноса (гос-во) 3 млрд.; страх.взносов(выплач-т банки); д-дов, кот получ-т АСВ от размещ-я ден. ср-в, сре-в от выпуска эмисс-х цб.

АСВ не отвечат по обязательствам РФ и наоборот. Органы упр-я АСВ: Совет директоров, правление, ген.директор. АСВ и ЦБ координир-т свою деят-ть и информир-т друг друга по ?-сам осущ-я меропр-й по страх-ю вкладов. АСВ закл-т с банками д-ры для выполнения ими ф-ций по выплате возмещ-й вкладчикам банков, у кот отозана лицензия.

Смотрите так же:

  • Заполнение путевого листа грузового автомобиля программа Заполнение путевого листа грузового автомобиля программа ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! На этом сайте вы найдете документы и программы использующиеся в сфере автотранспорта и […]
  • 3 федеральный закон о рекламе 3 федеральный закон о рекламе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Приговор по ч 1 132 ук рф Приговор по ч 1 132 ук рф Понедельник с 9.00 - 18.00 Вторник с 9.00 - 18.00 Среда с 9.00 - 18.00 Четверг с 9.00 - 18.00 Пятница с 9.00 - 16.45 Перерыв на обед с 13.00 - 13.45 График работы […]
  • Военный комиссариат хмао югры индекс Распечатать квитанцию ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА СУРГУТА 75.22.00 - Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности Адрес рег. органа: Индекс 628402, Россия, Ханты-Мансийский […]
  • Вакансии юрист на завод москва Юриспруденция в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Специалист по работе с задолженностью, коллектор (soft collection) , Ставка + премии по результатам […]
  • Заместитель генерального директора по производству вакансии Заместитель директора производства в Киеве за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Начальник производственного цеха (изготовление наружной рекламы) , 16000 […]
  • Комментарии к п3 ст671 гк рф Статья 671. Договор найма жилого помещения 1. По договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется […]
  • Вакансия юрист на предприятии Юриспруденция в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Коллектор , 31000 грн Полная занятость. Наша компания, CASHYOU, является молодым и самым […]