Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/u184830/kpp38.ru/www/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Органы суда судебная практика — Юристы Иркутска
Меню Закрыть

Органы суда судебная практика

ГАРАНТ-ИНФОРМ ( ИП Дмитриенко Е.В. )

Представительство интересов в суде не терпит ошибок, поэтому очень важно не просто найти в законе статью, максимально соответствующую конкретной ситуации, но и правильно ее интерпретировать. Надежным ориентиром, позволяющим однозначно определить порядок применения правовых норм, являются акты, изданные высшими судебными органами: Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. К тому же важно помнить, что нижестоящие суды при разрешении споров, как правило, придерживаются позиции высших судебных органов.

Информационный блок «Практика высших судебных органов» в системах ГАРАНТ представляет собой полный комплекс информации для предупреждения и успешного разрешения споров:
— арбитражная и судебная практика высших судебных органов РФ;
— наиболее полная подборка решений КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ и президиумов судов субъектов;
— процессуальное законодательство;
— все нормативные акты о деятельности судов, адвокатуры, нотариата, включая документы органов судейского сообщества и адвокатских объединений;
— формы процессуальных документов;
— адреса и телефоны судов РФ и высших судебных органов стран ближнего зарубежья.

По состоянию на октябрь 2018 года в состав данного блока включено более 583 000 документов, в которых представлено мнение высших судебных инстанций по наиболее сложным и актуальным вопросам.

Дополнительно с решениями высших судов пользователям бесплатно доступны более 13 млн. решений арбитражных судов первой инстанции в онлайн-архиве судебных решений.

Блок предназначен для профессионалов: адвокатов, юристов, участвующих в судебных разбирательствах, работников суда и прокуратуры.

Органы суда судебная практика

Пресс-служба компании «Консультант Плюс«

Предотвратить судебное разбирательство, подобрать неоспоримые аргументы, если судебный процесс все же неизбежен, или добиться отмены состоявшегося судебного решения — вот далеко не полный перечень ситуаций, когда материалы судебной практики могут оказать неоценимую помощь. Среди специалистов, которым необходимо в работе изучение судебной практики, — юристы (в том числе адвокаты, судьи, юрисконсульты), а также специалисты финансового профиля, руководители предприятий, представители органов государственной власти и местного самоуправления.

Важно отметить, что все судебные акты поступают в систему только из первоисточников: уже много лет компания «Консультант Плюс» сотрудничает с органами судебной власти. Именно поэтому в системе Консультант Плюс содержится полная и достоверная информация по судебной практике. Материалы раздела «Судебная практика» обновляются регулярно.

Структура раздела «Судебная практика»

Все материалы судебной практики размещены в соответствующих информационных банках раздела «Судебная практика»:

— «Решения высших судов»;
— «ФАС округа»;
— «Апелляционный суд»;
— «Суды общей юрисдикции»;
— «Суды Москвы и области»;
— «Суды Санкт-Петербурга и Ленинградской области»;
— «Суды Свердловской области».

Расскажем о каждом информационном банке раздела подробнее.

Решения высших судов Банк содержит акты высших органов судебной власти, а также материалы по вопросам деятельности судов и правоприменительной практике. Обновление банка происходит ежедневно! Таким образом, работа с материалами банка дает возможность пользователям получать самую свежую информацию, касающуюся деятельности высших судов.

Среди материалов банка — постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам, которые служат основой формирования практики применения законодательства арбитражными судами; обширная подборка определений и постановлений Верховного суда РФ по различным категориям дел; акты Конституционного суда РФ; документы органов судейского сообщества (Совета судей РФ, Всероссийского съезда судей и пр.); информация о делах Европейского суда по правам человека; официальные обзоры судебной и арбитражной практики (в том числе ранее нигде не опубликованные).

Банк содержит материалы по вопросам деятельности судов и правоприменительной практике, охватывающие все виды судопроизводства: арбитражное, гражданское, уголовное, конституционное.

Доступ к материалам судебной практики ФАС имеет огромную практическую ценность в работе специалистов юридического профиля. Эти суды рассматривают дела в кассационной инстанции, проверяя законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, в том числе по хозяйственным спорам, вопросам несостоятельности (банкротства), признания прав собственности, налоговым спорам и т.д.

Сегодня пользователи КонсультантПлюс могут выбрать для работы удобный для себя комплекс материалов арбитражной практики:

— «ФАС всех округов»;
— материалы ФАС одного округа (банк «ФАС округа»);
— материалы ФАС всех 10 округов по налоговым спорам (банк «Налоговые споры»).

В сводный банк «Все апелляционные суды» входят судебные акты всех 20 арбитражных апелляционных судов. Апелляционные суды повторно рассматривают дела по существу, проверяя в апелляционной инстанции законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых в первой инстанции. Также у пользователей есть возможность приобрести для работы информационный банк с решениями одного апелляционного суда.

Важно, что материалы судебной практики апелляционных судов, в отличие от актов вышестоящих инстанций, дают возможность ознакомиться с рассмотрением дела по существу. В этих материалах более оперативно по сравнению с вышестоящими инстанциями находят отражение актуальные вопросы правоприменения, связанные с появлением новых правовых актов, текущими изменениями в законодательстве, динамикой экономических процессов. Кроме того, материалы апелляционных судов позволяют получить четкое представление о практике рассмотрения в конкретном регионе споров предпринимателей и организаций с органами государственной власти (УФНС, подразделения таможенных органов, Пенсионный фонд РФ и др.).

В единый информационный банк входят решения судов общей юрисдикции разных субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. Сегодня это десятки тысяч решений, принятых при рассмотрении гражданских и административных споров с участием физических лиц, а также уголовных дел. До недавнего времени практика судов общей юрисдикции была представлена в общедоступных источниках крайне скупо. Именно поэтому сейчас такие материалы более чем востребованы пользователями.

Тематика представленных документов обширна: трудовые споры; защита прав потребителей; защита интеллектуальной собственности; земельные, жилищные, имущественные споры; налоговые, страховые, банковские споры; административные правонарушения в различных сферах, преступления в сфере экономики и др.

Суды субъектов РФ

В Консультант Плюс представлены также материалы судов различных субъектов РФ. В частности, в информационном банке «Суды Москвы и области» представлены решения судов общей юрисдикции московского региона, постановления и определения Девятого и Десятого арбитражных апелляционных судов, решения Арбитражного суда Москвы и Арбитражного суда Московской области.

Банк «Суды Санкт-Петербурга и Ленинградской области» содержит решения судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это акты надзорной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, а также акты кассационной инстанции по гражданским делам.

В банки входят судебные решения по трудовым спорам, делам о защите прав потребителей, имущественным, корпоративным и земельным спорам, делам по интеллектуальной собственности, а также по налоговым спорам с участием физических лиц.

В свою очередь, в банк «Суды Свердловской области» включены судебные акты Арбитражного суда Свердловской области и Свердловского областного суда.

(По материалам бюллетеня «Консультант Плюс»)

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 16.04.2016 2016-04-16

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Маркова А. Ю. Контроль органов судебной власти в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 756-759. — URL https://moluch.ru/archive/112/28474/ (дата обращения: 02.11.2018).

Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с помощью которой реализуется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц.

Судебная защита традиционно остается легитимным и наиболее приемлемым правовым способом принудительной реализации прав и свобод в правовом государстве. По сути это деятельность органов судебной власти по отправлению правосудия, осуществляемая в форме определенного вида судопроизводства.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности и правосудия.

Эффективность судебной власти определяется уровнем результативности, действенности и конструктивности всей судебной системы.

Действующим механизмом реализации судебной власти в целом, гарантией ее функционирования, а также существования прав и свобод граждан и организаций, инструментом принудительной реализации норм материального права являются отрасли процессуального права.

Соответствующим образом задействован механизм реализации и для того, чтобы судебная власть была самостоятельной и независимой от законодательной и исполнительной, она должна быть наделена реальными полномочиями и механизмами контроля над законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, над соответствием принимаемых ими решений Конституции РФ [6].

Суды обязаны принимать решение в соответствии с законом, если, к примеру, при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа, это означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль над содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.

Таким образом, при рассмотрении гражданского или уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным или иным органом. В данном случае предусмотрена форма конкретного судебного контроля над содержанием подзаконного акта при рассмотрении конкретного дела, и это является неотъемлемой чертой правосудия.

Конституционный Суд РФ занимает центральное место в системе органов судебной власти и осуществляет высшую форму судебного контроля. Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов РФ. Следовательно, создается гарантия соблюдения законности. Это тем более важно, что с расширением прав республик в составе Российской Федерации — ее субъектов и приравненных к ним краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, они получили право иметь свое законодательство [4]. Проверка соответствия Конституции принимаемых ими законов означает судебный контроль в форме конституционного надзора.

Организационно-правовая форма осуществления конституционного правосудия представляет собой совокупность судебных органов (органа) конкретного государства, наделенных определенным объемом властных полномочий для защиты конституционных основ государства, и видов (вида) судопроизводств для их осуществления с присущими этим органам структурно- организационными и функциональными особенностями их строения и деятельности.

Понятие «организационно-правовая форма осуществления конституционного правосудия» выражает сущность такого обозначаемого правового явления как организация конституционного судебного контроля, рассматриваемого с различных ракурсов:

– во-первых, как организацию системы органов государственной власти и установление, посредством определения компетенции, правомочия государственных органов данного государства осуществлять правовыми средствами конституционный контроль в формализованной судебной процедуре;

– во-вторых, как установленное национальным законодательством организационное и функциональное устроение органа (органов) специализированного конституционного контроля.

Одной из проблем, связанных с обеспечением надлежащего контроля органов судебной власти в Российской Федерации является разобщенность и зачастую противоречивость судебной практики.

В этой связи можно предложить ряд дополнений, которые, являются необходимым звеном процесса их надлежащего исполнения.

Для обеспечения единства судебной практики в целях должного исполнения решений необходимо введение института постоянного (полномочного) представителя Верховного Суда РФ в Конституционном Суде РФ и выделение в качестве особого направления деятельности Конституционного Суда РФ его взаимодействие с Верховным Судом РФ по вопросам «учета» федеральными судами правовых позиций.

Как отмечает А. Н. Кокотов, механизм исполнения решений Суда «в его функциональной составляющей» подразумевает действия по непосредственному исполнению судебных решений и по обеспечению их надлежащего исполнения [3].

Механизм реализации такого взаимодействия должен включать:

– подготовленный Конституционным Судом РФ обзор изменений правового регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и представление соответствующих материалов Пленуму Верховного Суда РФ для последующего обязательного доведения сведений до всех судов страны;

– организацию доступа судов других юрисдикций к базе данных «Правовые позиции Конституционного Суда РФ», созданной средствами современных информационных технологий для внутреннего пользования судьей и сотрудников аппарата Конституционного Суда;

– обобщение и анализ Верховным Судом РФ практики пересмотра решений судами общей и арбитражной юрисдикции, связанных с принятием Конституционным Судом постановлений, и представление соответствующих данных в Конституционный Суд РФ;

– организацию силами структурного подразделения Конституционного Суда РФ и аппарата Полномочного представителя Верховного Суда РФ в Конституционном Суде РФ проведения обязательных предварительных согласований и консультаций между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ во время подготовки последним руководящих разъяснений и при формировании обзора судебной практики [2].

Нередко нарушения конституционных прав и свобод граждан происходят вследствие применения закона не в его конституционно- правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, то есть причина кроется в непонимании правовой позиции Суда.

Помимо итогового вывода о соответствии или несоответствии норм оспариваемого закона Конституции РФ позиция Конституционного Суда содержит систему аргументов, обосновывающих вывод. Позиции Конституционного Суда применимы не только к конкретному случаю, но распространяют свое действие на аналогичные ситуации, «то есть обладают нормативным и прецедентным характером» [1].

Это такие правоположения, которые устанавливают конституционно-правовой смысл действующих правовых норм, они могут быть «правотворческими, правоконкретизирующими или интерпретационными» [5].

Следует отметить, что правовые позиции служат правовым основанием решений Конституционного Суда РФ и представляют собой «нормативно-доктринальные выводы, установки и оценки по вопросам права». Их уяснение уже является научно- познавательным процессом, требующим дополнительного времени и усилий, поэтому самостоятельный «учет» правовых позиций Конституционного Суда при отправлении правосудия судами общей и арбитражной юрисдикции (в условиях чрезмерной загруженности судов, особенно, общей юрисдикции) зачастую происходит с искажением смысла правовой позиции Конституционного Суда.

Во многом по этой причине введена норма, обязывающая учитывать позиции Конституционного Суда с момента вступления в силу соответствующих постановлений, поскольку задолго до введения указанной нормы практика судов в подавляющем большинстве признавала обязательность правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В налаживании более тесного взаимодействия между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ может быть в новой форме реализована ценность «американской» модели конституционного правосудия, позволяющей всем судам решать вопросы защиты основных прав и свобод граждан.

При выборе организационно-правовой формы осуществления конституционного правосудия в числе положительных моментов создания конституционной палаты или коллегии в составе Верховного Суда называлась унификация судебной практики.

Не меняя установленного Конституцией РФ способа конституционного судебного контроля, можно добиться большей согласованности действий судебной системы Российской Федерации в вопросе защиты фундаментальных прав и свобод граждан, сохранения и укрепления конституционной законности в обществе и государстве.

Введение института постоянного представителя Верховного Суда РФ в Конституционном Суде РФ и выделение в качестве самостоятельного направления «неюрисдикционной» деятельности Конституционного Суда РФ регулярных консультаций по вопросам учета его правовых позиций в правоприменительной практике может стать не только одним из способов обеспечения надлежащего исполнения решений Конституционного Суда, но и логическим продолжением развития взаимоотношений федеральных судов конституционной, общей и арбитражной юрисдикции.

Законом, увы, до сих пор не предусмотрено каких-либо форм контроля за исполнением судебного решения, что является существенным пробелом. Не определен и орган, который должен осуществлять такой контроль.

Не установлено никакой ответственности за неисполнение такого судебного решения либо возможности, например, денежной компенсации заявителям, пострадавшим от неэффективного расследования. Из всех решений об удовлетворении жалобы почти в 90 % случаев сведений об их исполнении от органов предварительного расследования и прокурора в суды вообще не поступило. Поэтому в большинстве судов контроль за исполнением решений, принятых в порядке ст. 125 УПК РФ, фактически вовсе не осуществляется.

Несмотря на такой правовой вакуум, суды иногда по своей инициативе используют несколько форм контроля за исполнением подобных решений. Некоторые суды в сопроводительном письме о направлении должностному лицу вступившего в законную силу судебного решения предлагают уведомить суд о его исполнении.

Однако должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, крайне редко сообщают суду о принятом решении.

В отдельных судах контроль за исполнением таких решений осуществляется посредством направления последующих запросов соответствующим должностным лицам с требованием представить необходимую информацию. Имеются случаи многократных запросов и напоминаний о необходимости исполнения судебных решений.

Таким образом, отсутствие контроля за исполнением судебных решений, включающего обязанность представления информации об исполнении судебного решения, принятого в порядке ст. 125 УПК РФ, является существенным пробелом, который сказывается на эффективности указанной нормы.

В целях совершенствования работы по контролю за исполнением судебных актов, осуществляемому органами судебной власти, можно предложить:

– усилить контроль за соблюдением сроков направления исполнительных документов в подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов;

– проводить ежеквартальные сверки выданных, принятых на исполнение и исполненных исполнительных документов между подразделениями службы судебных приставов и судами и судебными участками, направлять письменные запросы об исполнении выданных исполнительных документов,

– возложить на конкретного работника (работников) аппарата каждого суда и судебного участка соответствующие обязанности по взаимодействию с должностными лицами службы судебных приставов в рамках осуществления судебного контроля исполнения судебных актов,

– обратить внимание судей на необходимость более активного реагирования частными постановлениями (определениями) на нарушения судебных приставов в связи с неисполнением судебных постановлений.

В заключение следует отметить, что контроль органов судебной власти имеет существенное значение в реализации законности в правовом государстве, выработке единства подходов правоприменительной практики, устранению недостатков работы судебной деятельности и органов исполнительной власти.

  1. Анишина В. И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. М.: Юрист. — 2015. — № 10.
  2. Аносова Л. С. Конституционный принцип гласности судопроизводства: правовое регулирование и практика реализации: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / Аносова Лидия Сергеевна. — М., 2012. — 23 с.
  3. Кокотов А. Н. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 5.
  4. Соколов Т. В. Формы взаимодействия конституционного и уголовного судопроизводств в контексте доктрины судебного права: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02; 12.00.09 / Соколов Тимур Викторович. — Санкт- Петербург, 2014. — 30 с.
  5. Стребкова Е. Г. Принципы транспарентности судебной власти: конституционно-правовые вопросы: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 / Стребкова Елена Геннадьевна. — Саратов, 2012. — 22 с.
  6. Шугрина Е. С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. …док.юрид. наук: 12.00.02 / Шугрина Екатерина Сергеевна. — М., 2011. — 57 с.

Судебная практика решения админсудами споров с органами РАГС

Виктория Никитина,

Высший административный суд Украины обобщил практику разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Об этом идет речь в Постановлении Пленума ВАСУ от 29.09.2016 года 12.

Так, результаты обобщения свидетельствуют о достаточно неоднородной судебной практике по рассмотрению и разрешению дел, связанных с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Высший админсуд считает, что для обеспечения одинакового применения как положений материального права, согласно Закону «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и Правилами внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины, так и положений КАС Украины суды должны учитывать следующее.

1. С учетом положений статей 1, 3, 17 КАС Украины, с учетом того, что орган государственной регистрации актов гражданского состояния является государственным органом — субъектом властных полномочий, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния, которая имеет публично-правовую природу, спор об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести изменения в актовую запись гражданского состояния по заявлению лица следует квалифицировать как публично-правовой спор, относящийся к административной юрисдикции.

Предметом спора об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести изменения в актовую запись гражданского состояния по заявлению лица является собственное решение, действие или бездействие соответствующего органа, а не наличие у лица личного неимущественного права.

При рассмотрении дел, связанных с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния, недопустим выход административного суда за пределы публично-правовых аспектов дела и установление юридических фактов, имеющих значение для внесения изменений в актовые записи гражданского состояния. Суд не уполномочен устанавливать достоверность обстоятельств, заверенных представленными документами, или иным способом устанавливать юридические факты; такие дела относятся к гражданской юрисдикции и решаются, в частности, в порядке особого производства.

2. В аспекте предметной подсудности, в соответствии с ч. 2 ст. 18 КАС Украины, дела рассматриваемой категории подсудны окружным административным судам. Рассмотрение таких дел с применением альтернативной подсудности (местным общим судом как административным судом или окружным административным судом), как это определено ч. 3 ст. 18 КАС Украины, противоречит правовой природе ответчика — государственного органа, которым является орган государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. В аспекте территориальной подсудности к делам исследуемой категории применяются положения ч. 2 ст. 19 КАС Украины, которой определена альтернативная подсудность — по месту жительства (пребывания) истца или по месту нахождения ответчика. При определении местонахождения ответчика следует принимать во внимание, что надлежащим ответчиком по делам исследуемой категории является орган государственной регистрации актов гражданского состояния, уполномоченный на рассмотрение соответствующих заявлений физических лиц ч. 3 ст. 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и п. 2.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования. В подавляющем большинстве случаев — это орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства истца.

4. Надлежащим истцом по делам исследуемой категории является лицо, наделенное правом обращения в орган государственной регистрации актов гражданского состояния с заявлением о внесении исправления или изменения в актовую запись гражданского состояния. Такие лица определены ч. 2 ст. 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и п. 2.5 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования.

При определении надлежащего истца судам следует учитывать, что лицо может обращаться по внесению изменений в актовую запись, составленную в отношении этого лица; при этом сами изменения могут касаться персональных данных другому лицу. В то же время лицо, которому принадлежат персональные данные, не может требовать их изменений в актовых записях, составленных в отношении другого лица, кроме случаев, когда один из родителей, опекун или попечитель ребенка, опекун недееспособного лица, представитель органа опеки и попечительства обращается с соответствующим требованием в интересах и по актовой записи в отношении лица, которое имеет право на подачу такого заявления, однако вследствие недееспособности (ограниченной, частичной или неполной дееспособности) не может воспользоваться этим правом лично.

Особым является случай обращения наследника умершего о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния умершего. Внесение изменений в актовые записи гражданского состояния, которые отражают определенные личные неимущественные права лица, после смерти лица не могут осуществляться в защиту прав умершего. Наследник умершего, обращаясь о внесении таких изменений в отношении умершего, имеет целью защиту своих собственных прав, свобод и интересов.

При рассмотрении дел о внесении изменений в актовые записи о персональных данных родителей истца необходимо принимать во внимание и свое отношение этих других лиц к таким изменениям. Особенно осторожно следует относиться в таких случаях к изменению персональных данных умерших, собственная воля которых по этим вопросам не может быть установлена.

5. Законодательство не предусматривает возможности выступать истцом по таким делам юридическим лицам. В то же время необходимо законодательное уточнение о возможности обращения с требованием о внесении изменений в актовые записи об умершем юридическом лице, которое является наследником по завещанию.

Судебная практика свидетельствует о наличии несогласованности положений Законов «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»; отдельные положения последнего требуют предоставления юридическому лицу право обращения в органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Законодатель должен устранить указанную несогласованность двух законодательных актов.

6. Особую группу составляют дела, связанные с обжалованием отказа органов государственной регистрации гражданского состояния внести изменения в актовые записи гражданского состояния по установлению или изменению национальности лица, в отношении которого внесена запись, или его родителей.

Суды должны учитывать, что действующим законодательством Украины не предусмотрено указание в актовых записях гражданского состояния и свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния национальности родителей ребенка или лиц, вступающих в брак. Тем самым обеспечивается равенство всех — независимо от национальности или этнического происхождения, — а также право лица свободно выбирать и восстанавливать национальность. В связи с этим следует признать, что требования об установлении (изменении) национальности лица в актовых записях гражданского состояния не относятся к юрисдикции административных судов, а соответствующие исковые заявления должны возвращаться истцам без открытия производства по соответствующим делам.

7. Необходимо обратить внимание судов на то, что не может приниматься во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 07.07.1995 года №12 «О практике рассмотрения судами дел об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния» как таковая, которая не соответствует действующему законодательству Украины.

8. Неподсудность административным судам дел, связанных с установлением (изменением) национальности лица, не исключает учета при рассмотрении дел по спорам, связанным с отказом органов государственной регистрации актов гражданского состояния во внесении изменений в актовые записи гражданского состояния, аргументов, связанных с национальными традициями истца, национальная принадлежность которого, заявленная им, не оспаривается.

С полным текстом данного анализа можно ознакомиться по ссылке.

Обзор судебной практики

Обзор судебной практики Украины: актуальная практика судебных дел Верховного Суда

30.10.2018 года Кабинет Министров внес в Верховную Раду проект Закона № 9240 «О внесении изменений в статью 139 Кодекса административного судопроизводства». Изменения касаются возврата судебного сбора истцу-субъекту властных полномочий в случае удовлетворения его иска судом.

18 октября 2018 года Верховная Рада Украины приняла Кодекс Украины по процедурам банкротства. За соответствующий законопроект №8060 проголосовали 237 народных депутатов. По словам главы Комитета ВР по вопросам экономической политики Андрея Иванчука, от парламентариев поступило более 1300 поправок, из которых почти треть была учтена полностью, а еще часть принята с измененной редакцией.

Законопроект «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» принят Верховной Радой Украины в первом чтении 04.10.2018 года. Закон регулирует применение украинского языка в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий и организаций, в публичной сфере, сфере науки, культуры, спорта, сфере услуг. Отдельный раздел посвящен защите украинского языка как государственного. Подробнее расскажет Prostopravo

В Верховной Раде зарегистрирован Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания предпосылок для защиты экономических и наследственных прав граждан в сельской местности», разработанный с целью приближения нотариальных и регистрационных услуг к лицам, которые проживают (зарегистрированы) в селах, поселках, поселках городского типа и городах районного значения. Подробнее расскажет Prostopravo

Практически в каждой области есть определенные лица, которые регулярно обращаются в суд, независимо от того, нарушено их право или нет.

Новая редакция Гражданского процессуального кодекса содержит новеллу письменного производства, а рядом с термином «незначительные дела» употребляется понятие «дела незначительной сложности». Это влечет за собой определенные трудности на практике, с которыми и попробуем разобраться.

О кризисном состоянии современного юридического образования и о том, как исправить ситуацию, — рассказывает Владислав Власюк, Генеральный директор Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции Украины.

6 сентября на сайте Верховной Рады появилась информация о том, что Президент Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде новый законопроект о реформе адвокатуры — законопроект №9055 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Парламент внес изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О Высшем антикоррупционном суде». Законом, вступившим в силу 5 августа 2018 года, в частности, урегулированы вопросы деятельности палат высших специализированных судов, закреплена определенная институциональная автономия апелляционной палаты высшего специализированного суда, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.

Более двадцати одного года прошло с момента ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и признания Украиной юрисдикции Европейского суда по правам человека. В то же время до сих пор существуют вопросы правового статуса практики Европейского суда по правам человека в украинской правовой системе. Так же, как до сих пор есть разные подходы относительно того, какие именно решения Европейского суда по правам человека являются обязательными для применения. Попробуем рассмотреть эти вопросы более подробно.

Prostopravo знакомит читателей с некоторыми решениями Большой палаты Верховного Суда, опубликованными в июне-июле 2018 года.

Конец 2017 ознаменовался введением новых процессуальных кодексов. Гражданский, хозяйственный и административный процессы изменились коренным образом от внедрения новых средств доказывания до введения прогрессивных процедур урегулирования спора с участием судьи и инициирования запуска электронного судопроизводства.

Украина — далеко не первая страна, где создается специализированный суд для рассмотрения дел коррупционеров. Это означает, что наше государство может учесть все недостатки, которые помешали эффективной работе антикоррупционных судов в других странах. Однако мировая практика показывает, что единый стандарт в данной сфере отсутствует.

Кроме серьезных и сложных дел, иногда судьям приходится работать с оригинальными и несколько странными исками. Это могут быть необычные исковые требования, интересные обстоятельства дела или общая ситуация. «Украинское право» предлагает ознакомиться с несколькими оригинальными делами, которые рассматривались ранее и рассматриваются сейчас в судах Украины.

7 июня 2018 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О Высшем антикоррупционном суде». Законом определены полномочия, состав нового судебного органа, особенности проведения конкурса на должность судьи Высшего антикоррупционного суда, дополнительные гарантии судьям. Подробнее расскажет Prostopravo

Каждый из участников процесса вправе поставить до 10 вопросов другому участнику об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела.

В процессуальных кодексах сейчас предусмотрена процедура разрешения спора с участием судьи. Несмотря на довольно небольшой срок с момента их принятия, уже можно говорить о более-менее активном применении этой достаточно интересной новеллы.

Помимо компенсации материального ущерба, пострадавшее от противоправных действий другой стороны лицо может требовать компенсации морального вреда, который состоял в его физических или психических страданиях. Сейчас суды определяют размер морального вреда на собственное усмотрение, исходя из заявленных требований и обстоятельств дела. Но в скором времени такая практика может измениться. В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона № 8396, которым предлагается проводить оценку морального вреда квалифицированными специалистами по методике, которую утвердит правительство. Подробнее расскажет Prostopravo

5 мифов о допросе адвокатов в качестве свидетелей развеивает Мария Островская, адвокат, заместитель председателя Комитета защиты профессиональных прав и гарантий адвокатской деятельности Совета адвокатов Киевской области.

Украинцы уже привыкли, что по любому поводу можно начать судебную тяжбу. По словам юристов, чаще всего судятся из-за наследства, невозврата долгов, возмещения ущерба (в том числе морального). Все больше исков подают обиженные на работодателей сотрудники предприятий и недовольные лечением пациенты. При этом многие из них сталкиваются с судебной системой впервые, а потому совершают элементарные ошибки, которые мешают добиться справедливости.

На практике нередки случаи, когда у лица возникает право на возврат уплаченного судебного сбора в полном объеме или частично. Рассмотрим особенности такой процедуры на примере типичных ситуаций.

С новым Гражданским процессуальным Кодексом в гражданском процессе появился и новый институт – малозначительных дел. Какие дела относятся к малозначительным, по какой процедуре они рассматриваются судами общей юрисдикции и каков порядок их обжалования? – расскажет Prostopravo

Как любое новое явление, электронное судопроизводство имеет сторонников и рьяных противников. Первые считают, что нововведения помогут ускорить рассмотрение дел, вторые, наоборот, акцентируют внимание на возникновении проблем. Попробуем разобраться, кто прав.

С 16.03.2018 г. вступают в силу изменения в УПК относительно сроков досудебного расследования, проведения обысков и экспертиз, обжалования решений и действий следователя и определений следственного судьи. Подробнее расскажет Prostopravo

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении президентский законопроект «О Высшем антикоррупционном суде». Законопроект предусматривает, что Высший антикорупцийний суд будет действовать в качестве суда первой и апелляционной инстанции и рассматривать дела, если предмет преступления или причиненного ущерба по меньшей мере в 500 раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

24 февраля 2018 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О судебном сборе», которым установлены новые льготы по оплате судебного сбора. Кто освобождается от уплаты судебного сбора в 2018 году? – расскажет Prostopravo

Должен адвокат подбирать выражения, выступая в суде? Соответственно, может ли свобода слова ограничиваться штрафами за неуважение к суду? В Страсбурге решили, что неоправданное наказание прямо повлияет на право на защиту.

Пожалуй, самой обсуждаемой новеллой Хозяйственного процессуального кодекса можно считать введение в процесс института свидетелей. Нельзя сказать, что до этого эффективность хозяйственного производства была низкой или общество как-то существенно страдало от невозможности привлечения свидетелей как средства доказывания. Однако законодатель стремится к активному развитию норм и внедрению мирового опыта, ведь такие подходы к решению коммерческих споров уже давно применяются

Законодатели хотят приблизить юридическое образование к европейским стандартам. В частности, предлагается ввести единый экзамен для студентов юридических вузов. Вот только в результате реформы страна может остаться без судей.

К концу года Президент подписал указы, по которым предусмотрено реформирование судов первой и апелляционной инстанций.

С 15 декабря начали действовать новые ставки судебного сбора за подачу в суд исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб. С новыми ставками судебного сбора знакомит Prostopravo

22 ноября 2017 года в Киеве прошел круглый стол на тему: «Новые процессуальные кодексы в гражданском и хозяйственном процессах: чего ждать далее?».Заведующий Отделом представительства интересов Президента Украины в судах Администрации Президента Виктор Короленко рассказал на мероприятии о главных отличиях новых кодексов от предыдущих.

Prostopravo предлагает ознакомиться с наиболее интересными решениями высшего судебного органа Укарины, вынесенными в октябре-ноябре 2017 года.

15 декабря вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», основной целью которого является нормативное урегулирование процессуальных механизмов эффективной реализации права на справедливый суд в Украине.

Как известно, Закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (законопроект №6232), принятый 3 октября 2017 года Верховной Радой, наконец, передан на подпись Президенту Украины Петру Порошенко. В частности, новый закон предусматривает введение электронного судопроизводства.

Европейскому суду по правам человека надоело рассматривать жалобы украинцев на невыполнение решений национальных судов. Ибо все его рекомендации по решению проблемы просто игнорируются, а вал жалоб нарастает. Украине нужно принимать системные меры. Юристы предложили, с чего начать.

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo

3 октября завершилось рассмотрение парламентом Закона № 6232, которым утверждены новые редакции процессуальных кодексов. Принятие этого Закона означает завершение законодательной основы нынешнего этапа судебной реформы. Однако для многих специалистов в области прав человека и деятельности органов правопорядка этот день иначе как «валидольным» не назовешь. Причина этих переживаний — поправка 109 народного депутата Андрея Лозового в Уголовный процессуальный кодекс. Она сначала не нашла поддержки у депутатов, а потом все же было принято в целом.

Prostopravo предлагает ознакомиться с правовыми позициями, сформулированными Верховным Судом Украины в сентябре 2017 года.

После трехнедельного рассмотрения почти 4,5 тысяч правок Верховная Рада приняла один из законов, дающих старт судебной реформе. Это законопроект №6232, который меняет нормы процессуальных кодексов (хозяйственного, гражданского, административного судопроизводства), что, в частности, позволит сделать Верховный суд единственной кассационной инстанцией.

В случае вынесения нескольких решений в отношении одного должника исполнительные производства должны быть объединены в одно. Однако этого не предусмотрено, если один взыскатель обратился к государственному исполнителю, а другой — к частному. Поэтому, вероятно, свое получит более настойчивый, а не тот, кто имеет больше прав.

19 сентября прошла конференция «Суды и разрешение споров в режиме онлайн: улучшение доступа к правосудию в Украине». Эксперт Грехэм Росс рассказал, почему онлайн-решение споров является гарантией в будущем.

В парламенте зарегистрирован законопроект №6746 «О внесении изменений в некоторые законы относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции». Законопроектом предлагается внести изменения в процедуру рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины дел о нарушении экономической конкуренции. В частности, установить сроки рассмотрения таких дел, предоставить больше прав участникам процесса, ввести процедуру урегулирования. Подробнее расскажет Prostopravo

В июле 2017 года Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку США опубликовала отчет, который оказал серьезное влияние на сферу применения криптовалют не только в США, но и по всему миру. Prostopravo, разбирался в сути опубликованного отчета и последствиях, которые он может за собой повлечь для мира криптовалют.

Как известно, при проведении конкурса в Верховный Суд значительный вес имел такой критерий, как добропорядочность кандидата. По сути, это было основным мерилом для отбора кандидатов.

После облетевшей СМИ новости о миллионном вознаграждении, полученном несколькими сотрудниками исполнительной службы, у большинства украинцев сложилось мнение о сверхприбыльности работы исполнителей. Рrostopravo решил разобраться, сколько и за что получают государственные и частные исполнители, и за чей счет выплачивается вознаграждение.

Изменения Гражданского процессуального кодекса, предусмотренные проектом закона №6232, оставляют нетронутым институт заочного рассмотрения. Адвокаты, судьи и ученые высказывают различные мнения относительно целесообразности существования такого вида производства в нынешнем виде.

Каким должен быть пиар-менеджер юридической фирмы и чего хотят от него в компании? Как понять, насколько хорошо он выполняет свою работу? А может, пиарщик юристам и вовсе не нужен? Об особенностях работы юридического пиар-менеджера Право.ru поговорили с управляющими партнерами и пиарщиками ведущих юрфирм.

Обозначив круг участников, Закон «Об исполнительном производстве» наделил каждого из них определенным статусом и полномочиями. Даже представитель стороны получил собственную правосубъектность. Насколько это оправдано — попробуем разобраться.

31.07.2017г. Президент підписав Закон «Про Конституційний Суд України», який вступить в силу на наступний день після його опублікування. Одним з основних нововведень закону є інститут конституційної скарги. Тепер будь-яка фізична або юридична особа зможе звернутися в КС з скаргою на неконституційне положення закону, за умови, що цей закон був застосований в остаточному рішенні суду щодо суб’єкта скарги. Детальніше розповість Prostopravo

Смотрите так же:

  • Статья 316 ук рф с комментарием Ст. 316 УК РФ с комментариями Статья 316 УК РФ. Укрывательство преступлений - размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцать первой Главы Уголовного Кодекса РФ. Данная статья […]
  • 277 статья гражданского кодекса Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и […]
  • Сколько стоит адвокат в туле СТОИМОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТА Физические лица Юридические консультации Бесплатно Судебное представительство от 1000 руб 3000 руб от 10000 руб 3000 руб Составление […]
  • Как написать письмо в техподдержку world of tanks Центр Поддержки Пользователей World of Tanks Центр Поддержки Пользователей — служба поддержки Wargaming, которая поможет решить проблемы связанные с игрой или помочь заблокировать игрока, […]
  • Тема 8 Право наследования Тема 8 Право наследования СОДЕРЖАНИЕ Принятые сокращения Тема 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ1.1. История развития наследственного права1.2. Понятие, предмет и принципы […]
  • Бродкастинг свидетелей иеговы за сентябрь Сентябрь 2017 JW Broadcasting Бродкастинг Опубликовано 1 лет назад Сентябрь 2017 JW Broadcasting Бродкастинг Скачать — Сентябрь 2017 JW Broadcasting Бродкастинг Jehovah's Witnesses 💬 […]
  • Закон о полиции ст 40 О Национальной полиции Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи 1. […]
  • Чем отличается понятия право и закон Соотношение права и закона Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В […]