Меню Закрыть

Закон о полиции 2011г

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
«О полиции»

С изменениями и дополнениями от:

1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 8 марта, 6 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 мая, 18 июня, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Москва, Кремль
7 февраля 2011 г.
N 3-ФЗ

Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения.

Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»

Скачать текст закона в форматах PDF, ePUB, FB2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в «Парламентской газете» от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 1-П часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел — инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

История милиции в России

1 марта вступает в силу закон «О полиции». Закон, в частности, предусматривает переименование милиции в полицию, а также сокращение личного состава на 20%. Все сотрудники будут выведены за штат, а после прохождения внеочередной переаттестации вернутся на службу уже в качестве полицейских.

Милиция — исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.

После Февральской революции 1917 г. в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции», которые были изданы в апреле 1917 г. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

10 ноября (28 октября старому стилю) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял декрет «О рабочей милиции», в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции.

10 мая 1918 г. коллегия НКВД РСФСР приняла решение о том, что «милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции». С этого момента милиция из «народной» начинает переход в категорию профессиональной.

12 октября 1918 г. НКВД и Народный комиссариат юстиции утвердили инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как «исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД».

В 1920 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции». В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 г. были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 г. — по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС).

К 1941 г. в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения — спецназ (1987), отряд милиции особого назначения — ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП (1992) и другие. В 1990 г. в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Первоначально милиция подчинялась и входила в состав НКВД РСФСР (1917-1930).

15 декабря 1930 г. ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». После упразднения наркоматов на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноименные управления непосредственно при СНК РСФСР. Такой порядок сохранялся до 1934 г. Затем был вновь организован НКВД СССР, и милиция подчинялась ему (1934-1946), потом МВД (Министерству внутренних дел) СССР (1946‑1960), МВД РСФСР (1960‑1968), МВД СССР (1968-1991). С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР.

В декабре 1991 г. после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят закон РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская федеративная социалистическая республика», согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

К 2004 г. в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений). 5 ноября 2004 г. президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами.

До 1 марта 2011 г. деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР «О милиции», вступившим в силу 18 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). В состав криминальной милиции вошли подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму и другие. В состав МОБ вошли дежурные части, участковые инспектора милиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке и другие подразделения.

12 декабря 1993 г. всероссийским голосованием была принята Конституция РФ, которая закрепила основные положения закона РСФСР «О милиции».

7 августа 2010 г. по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту «О полиции», продлившаяся до 15 сентября.

27 октября 2010 г. законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 28 января законопроект был одобрен Думой в третьем, окончательном чтении.

7 февраля 2011 г. закон «О полиции» был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым. Дата вступления нового закона в силу — 1 марта 2011 г.

Закон «О полиции», разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию.

Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции; освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пять лет назад Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О полиции»

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 февраля исполнилось пять лет с подписания президентом РФ Дмитрием Медведевым федерального закона «О полиции», в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел (МВД) РФ.

Предпосылки для реформы

После вызвавшего сильный общественный резонанс преступления майора милиции Дениса Евсюкова (в апреле 2009 г. в Москве он расстрелял посетителей супермаркета) российские власти приняли решение о необходимости реформирования министерства внутренних дел (МВД) РФ для повышения доверия граждан к правоохранительным органам. 24 декабря 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а 18 февраля 2010 г. — указ «О некоторых мерах по реформированию МВД России».

Документы предусматривали сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников МВД на 20%; увеличение денежного довольствия сотрудников милиции, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел; исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций и др. Также президент поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и Ассоциации юристов России внести предложения по реформе МВД. В начале 2010 г. такие предложения были представлены главе государства, который взял реформу под личный контроль и поручил правительству разработать новую редакцию федерального закона (ФЗ) «О милиции», регулирующего деятельность правоохранительных органов. 6 августа 2010 г. президент Дмитрий Медведев выступил с предложением вернуть милиции название «полиция», существовавшее в досоветский период. В августе проект ФЗ «О полиции» прошел общественное обсуждение на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru, 28 января 2011 г. он был принят Госдумой, 2 февраля одобрен Советом Федерации, после чего был подписан Дмитрием Медведевым 7 февраля и вступил в силу 1 марта 2011 г.

Закон «О полиции»

Документ закрепил переименование милиции в полицию и усиление общественного контроля над ведомством. Законом была установлена предельная численность личного состава органов внутренних дел к 2012 г. — 1 млн 106 тыс. 472 человека (сокращение на 22% по сравнению с численностью сотрудников дореформенного МВД — 1,28 млн человек).

С 1 марта милиционеры выводились за штат министерства для последующего прохождения переаттестации в срок до 1 июня 2011 г. (позднее продлен до 1 августа того же года).
Переаттестацию прошли 875,3 тыс. бывших милиционеров, включая министра Рашида Нургалиева. В ходе реформы своих постов лишились 183 тыс. сотрудников МВД, в том числе около половины генералов (143). Еще 21 генерал не прошел аттестацию.

Часть функций милиции была передана другим ведомствам — так, полиция перестала заниматься административным выдворением нелегальных мигрантов, организацией работы медицинских вытрезвителей, конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО, розыском должников, формированием и ведением реестра лиц, которым запрещено заниматься определенной деятельностью.

Закон потребовал от сотрудника полиции при общении с гражданином не только называть свои должность, звание, фамилию и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, но и сообщать причину и цель обращения, а в случае применения мер ограничения права и свободы гражданина — разъяснить тому причину и основания применения мер, а также его права и обязанности. Последующая практика показала, что сотрудникам полиции трудно выполнять данные требования в ситуациях, когда ведется преследование преступника или в ходе массовых беспорядков. В апреле 2014 г. организация «Офицеры России» направила спикеру Госдумы Сергею Нарышкину предложение внести изменения в закон «О полиции», которые бы позволили полицейским отходить от этих требований, когда они «заведомо невыполнимы».

С 1 января 2012 г. символика российской милиции стала недействительной. Российские полицейские получили новую форму и обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Впоследствии общественные активисты и представители СМИ неоднократно фиксировали случаи, когда полицейские прятали или отказывались предъявлять свои жетоны.

Дальнейшие изменения законодательной базы

23 мая 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. До 1 сентября 2011 г. МВД совместно с полномочными представителями президента в федеральных округах и руководителями регионов образовали при территориальных органах МВД общественные советы (совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер). Советы могут получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий.

19 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а 30 ноября 2011 г. — федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Эти документы развивали положения ФЗ «О полиции» в области денежного довольствия, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также иных особых социальных гарантий.

Критика реформы

Вскоре после завершения основного этапа реформы она была подвергнута критике. Так, в мае 2012 г. заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что реформа из-за отсутствия четкой концепции не повысила качества работы правоохранительных органов и ухудшила ситуацию в них.

В первую очередь Хинштейн и другие критики обратили внимание, что, несмотря на идею реформы, которая предполагала сокращение избыточного руководящего состава и центрального аппарата, увольнения коснулись, в основном, «полевых» сотрудников. По данным Хинштейна, подразделения по делам несовершеннолетних были сокращены в целом по МВД на 28,9%, строевые подразделения патрульно-постовой службы на 24,6%, вневедомственная охрана — на 22,3%, ГИБДД — на 20,7%, уголовный розыск — на 19,3%. При этом кадровые подразделения сократились на 17,5%, правовые — на 9,8%, штабные — на 21,6%., а штатные оркестры, студии, ансамбли танца решено было оставить.

Также Хинштейном и другими критиками отмечалось, что в ходе реформы были ликвидированы 6 из 23 вузов МВД, все средние специальные школы милиции, разорвалась существующая система вертикальной подчиненности полицейского управления. Отмечались негативные последствия принятого еще в 2008 г. решения об упразднении подразделений по борьбе с организованной преступностью. Также, по мнению Хинштейна, повышение заработных плат было нивелировано последовавшей «монетизацией» льгот.

30 октября 2013 г. в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал, что в рамках реформы, «результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты». При этом он добавил, что министерство «старается исправить недостатки». Глава МВД сетовал на острую нехватку участковых и постовых, но сообщил о победе над текучкой кадров: по его словам, в 2013 г. впервые за последние годы количество принятых на работу сотрудников превысило число уволенных. Некоторые части реформы были пересмотрены: так, в 2012 г. были вновь созданы «подразделения по вытрезвлению граждан».

Дальнейшие преобразования

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин незначительно увеличил предельную штатную численность МВД до 1 млн 113 тыс. человек.

13 июля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении общей численности органов внутренних дел на 10%, до 1 млн 3 тыс. 172 человек. План по сокращениям подготовил глава МВД Владимир Колокольцев, который в интервью СМИ подчеркнул, что «с учетом негативного опыта реформирования 2010 г.» под сокращение в этот раз не попали оперуполномоченные, участковые, сотрудники патрульно- постовой и дорожно-патрульной служб. Более 43 тыс. из 110 тыс. сокращаемых пришлось на вневедомственную охрану. С 1 ноября 2015 г. из 3,5 тыс. стационарных постов главного управления вневедомственной охраны осталось только 282, большинство объектов перешли под охрану государственного предприятия «Охрана».

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 18 декабря 1990 года №416-XII

(В редакции Законов Республики Молдова 26.04.1994 г. №78-XIII, 21.07.1995 г. №557-XIII, 20.12.1996 г. №1055-XIII, 18.07.1997 г. №1277-XIII, 27.02.1998 г. №1594-XIII, 16.07.1998 г. №96-XIV, 23.12.1998 г. №240-XIV, 24.12.1998 г. №263-XIV, 25.06.1999 г. №474-XIV, 14.04.2000 г. №934-XIV, 13.07.2000 г. №1138-XIV, 26.07.2000 г. №1162-XIV, Постановлением КС 13.02.2001 г. №7, 21.06.2001 г. №291-XV, 26.07.2001 г. №417-XV, 12.12.2002 г. №1524-XV, 27.02.2003 г. №69-XV, 26.12.2002 г. №1595-XV, 04.04.2003 г. №165-XV, 06.11.2003 г. №438-XV, 04.12.2003 г. №482-XV, 06.02.2004 г. №12-XV, 06.05.2004 г. №136-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 30.03.2006 г. №64-XVI , 28.12.2006 г. №447-XVI, 29.11.2007 г. №256-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 14.12.2007 г. №280-XVI, 04.12.2009 г. №90, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 09.07.2010 г. №167, 15.07.2010 г. №195, 17.09.2010 г. №222, 24.03.2011 г. №46, 07.04.2011 г. №66, 15.07.2011 г. №151)

Закон Республики Молдова о полиции определяет место, роль и принципы деятельности полиции в системе органов центрального и местного публичного управления, устанавливает основные задачи полиции, обязанности и права, ответственность и порядок надзора за ее деятельностью.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Полиция Республики Молдова

Полиция Республики Молдова представляет собой вооруженный правоохранительный орган публичной власти, призванный на основе строгого соблюдения законов защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, и является составной частью Министерства внутренних дел.

Статья 2. Основные задачи полиции

Основными задачами полиции являются:

1) защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод, интересов и имущества граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

2) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

3) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

4) поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5) оказание на условиях и в порядке, установленных настоящим законом, помощи гражданам, органам публичного управления, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них законом обязанностей;

6) осуществление мер государственной защиты в отношении лиц, содействующих уголовному процессу, в соответствии с действующим законодательством.

Запрещается привлекать полицию для выполнения задач, не возложенных на нее законом. Никто не вправе вмешиваться в деятельность полиции по выполнению ею своих обязанностей.

Статья 3. Принципы деятельности полиции

Полиция строит свою деятельность на принципах законности, гуманизма и социальной справедливости, сотрудничества с гражданами и трудовыми коллективами, обеспечения гласности и соблюдения профессиональной тайны.

Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую тайну организаций и лиц, сведения о лицах, которые участвовали в выявлении, предотвращении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений, в судебном рассмотрении уголовных дел и организации мер государственной защиты этих лиц, а также сведения, разглашение которых может затруднить раскрытие преступлений или способствовать их совершению, , другая официальная информация ограниченного доступа.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №66)

Статья 4. Деятельность полиции и права граждан

Полиция в своей деятельности исходит из уважения личности граждан и является гарантом защиты их достоинства, прав, свобод и законных интересов.

Полиция защищает граждан независимо от их социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Полиция обеспечивает государственную защиту потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному процессу.

Полиция вторгается в права и свободы граждан только в том случае, если без этого не могут быть выполнены возложенные на нее обязанности.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Граждане вправе получить от сотрудников полиции разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод.

Полиция обеспечивает право на юридическую защиту и иные права задержанных и заключенных под стражу лиц, уведомляет о месте их нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы и в случае необходимости принимает меры к немедленному оказанию им медицинской помощи, а также устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания или заключения под стражу указанных лиц. Полиции запрещено разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение служебных обязанностей не требует иного.

Сведения о нарушениях законности, компрометирующие гражданина, преданные гласности непосредственно органами полиции, в случае последующей реабилитации лица судом, прокурором или самим органом полиции, должны быть опровергнуты органом полиции в той же форме, в какой они были преданы гласности, не позднее месячного срока со дня вступления в силу решения суда, прокуратуры или органа полиции о реабилитации.

Статья 5. Законодательное регулирование деятельности полиции

Деятельность полиции регулируется Конституцией Республики Молдова, настоящим законом, другими законодательными актами Республики Молдова, постановлениями Правительства, решениями органов местного публичного управления, а также нормативными актами Министерства внутренних дел, не противоречащими настоящему закону.

В своей деятельности полиция руководствуется также международными, межправительственными, межведомственными договорами, одной из сторон которых является Республики Молдова.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции»

28 января 2011 года

2 февраля 2011 года

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«О внесении изменений в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и соответствующих этим должностям воинских званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 1009, и в перечень должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующ

«О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям»

«Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и соответствующих этим должностям воинских званий»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (вместе с «Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»)

«О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии»)

«О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (вместе с «Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

«О формировании информации о рекультивации земель»

«Листки нетрудоспособности. Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) (вопрос-ответ)»

«О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»

Смотрите так же:

  • 261 закон 13 статья Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]
  • Семейный кодекс 1996 г о правах ребенка Семейный кодекс (СК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 […]
  • Закон об ипотеке залоге недвижимости 2014 Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге […]
  • Федеральный закон об ипотеки и недвижимости Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге […]
  • Федеральный закон о социальном страховании 125-фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и […]
  • Статья 18 пункт 12 Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., […]
  • Изменение в уголовный кодекс рф 2014 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 […]
  • С 1 февраля статья 1 Признать утратившими силу: 1) часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание […]