Меню Закрыть

Земельное право как отрасль права курсовая

Земельное право с точки зрения современного законодательства РФ

Главная > Реферат >Государство и право

Земля – один из компонентов окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам. Общественные отношения в области использования и охраны земель регулирует наука – земельное право.

Земельное право – это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Под земельным правом понимают также систему юридических норм, предназначенных для регулирования земельных отношений. Система земельного права – это самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в России в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию.

В данной работе рассмотрена тема – «Система источников земельного права». Потребность исследования выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время земельное право становится важнейшим регулятором земельных правоотношений и затрагивает жизненные интересы граждан и государства, при этом система земельного права отчетливо выражает все особенности, присущие земельным отношениям, закрепляя соответствующие правила поведения

Цель работы – исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;

изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;

охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части);

рассмотреть специфические особенности системы земельного права Российской Федерации в современном научно-правовом аспекте;

подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе.

Объектом исследования данной работы является земельное право, как самостоятельная отрасль единой системы российского права. Предметом исследования представленной работы выступает система земельного права.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод анализа и синтеза; сравнительно-правовой метод, а также метод обобщения полученных знаний по теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и учебные пособия таких авторов, как С.А. Боголюбов, Л.В. Воробьева, И.А. Павловский, О.И. Кравцов, М.В. Бархатов, И.О. Краснова., В.Х. Улюкаева и др. Также в данной работе были использованы теоретические, аналитические и практические материалы следующих Интернет-ресурсов — http://zakon.itnavigator.ru/, http://www.rg.ru/, http://allpravo.ru/.

Законодательной основой представленной контрольной работы выступают – Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений в России.

1. Разграничение государственной собственности на землю. Основные принципы разграничения.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

— собственность Российской Федерации,

— собственность субъектов Российской Федерации,

— собственность муниципальных образований 1 .

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).

Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.

Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю: Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица 2 .

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

— если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;

— если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

Земельное право как отрасль права курсовая

Актуальность работы. Земля — важнейший для человека объект материального мира. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного при определении на ней государственных границ; административного при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского при совершении сделок с земельными участками; семейного при решении споров о разделе собственности супругов; финансового при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д. Особенности земельно-правового регулирования и выделение в силу этого земельного права в особую отрасль российского права обусловлены и другими свойствами земель. Именно этим объясняется актуальность темы исследования, а так же выбор ее в качестве темы

Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы: Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права. Земельное право как наука — это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран. Земельноеправо как учебнаядисциплина — это система знаний о земельном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. — 20.11.02. №220 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N136-ФЗ (в ред. от 27.12.09). // Российская газета. — 30.10.01 №211-212 Акунин А. А. Земельное право России. М.: Проспект.2009. Голикова Е.А. Земельное право сегодня // Право и экономика. — №3. 2007. ЖариковЮ.Г. Земельное право России. Учебник для вузов. М.: «Кнорус», 2011. Земельное право России. Практикум: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: «Городец», 2007. Иванов В. В. Земельное право как наука и учебная дисциплина // Юрист. 2011. № 2. ИконицкаяИ.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: «Юристъ», 2008. Конституция Российской Федерации с учетом внесенных поправок от 30.12.08г. — // Российская газета. — 21.01.2009 №7. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2007.. МаришенкоА. Д. Земельное право РФ. М.: Норма. 2013. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как
учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4. Яшина Э. Ж. Актуализация проблем земельного права как учебной дисциплины // Юрист. 2009. № 4.

Земельное право как отрасль права курсовая

Главная » Основы земельного права » Земельное право как наука и отрасль права

Земельное право как наука и отрасль права

Земельное право как отрасль права

В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии: особый предмет правового регулирования; специфика методов правового регулирования; наличие кодифицированных источников правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.
Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования как объективно существующего материального основания разграничения отраслей права. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным аспектом, обусловливающим выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования — общественные земельные отношения.
В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т. е. способов правового воздействия на участников земельных отношений, как отмечалось выше.
Земельное право обладает специальными кодифицированными источниками правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему земельного законодательства ЗК РФ. Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конституционную основу. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и по рядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в условиях рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Обеспечение баланса публичных и частных интересов — одна из главных задач земельного права. В то же время особенности земли, ее огромная роль в жизни общества отражают преимущественно публичный характер регулирования земельных отношений.
Земельное право не относится ни к частному, ни к публичному праву. Такое подразделение системы права поддерживают главным образом представители науки гражданского права. Классификация национальных правовых систем на эти сферы является дискуссионной как в отечественной, так и в зарубежной юридической науке, в том числе в странах европейского континентального права. Правовые системы в странах общего права не подразделяются на сферы частного и публичного права.
Более того, по утверждению Г. А. Гаджиева, развитие частного права сопровождается усилением публично-правовых начал в сфере, обычно регулируемой гражданским правом. Особенно наглядно это проявляется применительно к таким традиционным частноправовым ценностям, как свобода договора и неприкосновенность частной собственности1.
Если мы признаем деление системы права на частное и публичное право, то отчетливо видим тенденцию дезинтеграции частного права, коррекции основных принципов его правовых институтов под воздействием норм иных отраслей права. Единственным критерием истины в этом вопросе может служить реальность, отраженная в содержании действующих правовых норм.

Земельное право как наука

Наука земельного права — система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.
В развитии науки земельного права можно выделить несколько этапов.
На первом этапе, который охватывает 1917 г. — конец 1930-х гг., наука советского земельного права занималась главным образом теоретическим анализом Декрета от 26 октября 1917 г. «О земле» и земельного законодательства, развивавшего его основные положения. Затем центральное место заняло исследование проблем разработки и практики применения ЗК РСФСР 1922 г. и первого общесоюзного земельного закона — Основных начал землепользования и землеустройства 1928 г. Этим проблемам был посвяшен ряд монографий и учебников. В 1930-е гг. наметилась тенденция замены земельного права земельно-колхозным правом в связи с коллективизацией сельского хозяйства.
В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную отрасль правовых наук. С этого момента начался второй этап развития науки земельного права. В 1940 г. был издан учебник «Земельное право», в котором оно рассматривалось как самостоятельная отрасль. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву.
Признанным основоположником советского земельного права является член-корреспондент АН СССР Г. А. Аксененок. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 1950-е гг., когда были опубликованы фундаментальные работы Г. А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР» и «Земельные правоотношения в СССР».
В 1960—1980-е гг. были опубликованы монографические работы по всем основным проблемам, исследованы вопросы правового режима отдельных категорий земель, создана теоретическая база для кодификации земельного законодательства. Большой вклад в развитие науки земельного права внес Н. И. Краснов. Под его редакцией был издан ряд учебников. Безусловно, значительным достижением науки земельного права явилась публикация трехтомного курса земельного права.
Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, с вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. Издавались работы, в которых анализировались современное состояние земельного законодательства, вопросы права собственности на землю, проблемы земельного права.
Точкой отсчета начала четвертого этапа развития науки земельного права следует считать 25 октября 2001 г. — дату принятия ЗК РФ, по-новому регулирующего земельные отношения в современных условиях. После принятия Кодекса появились большое число комментариев к нему, учебники по земельному праву, комментарии к иным законодательным актам, регулирующим земельные отношения, а также монографий.

Земельное право как учебная дисциплина

В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись.
Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса «Земельное право» началось преподавание курса «Земельно-колхозное право». Через 10 лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 1960-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле»,
т. е. объединяющего все отрасли законодательства о природных ресурсах, а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». С конца 1980-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право».
Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное и лесное право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

Земельное право как отрасль права курсовая

Новые ответы на 236 вопросов квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. Вы можете приобрести прямо сейчас, заполнив платежную форму ниже и нажав кнопку «Купить»

Тест на статус адвоката 2018 и ответы на вопросы теста на статус адвоката — первого этапа квалификационного экзамена на статус адвоката 2018 г. находятся здесь

Земельное право как отрасль права

Отношения, связанные с землей всегда были предметом ожесточенных споров. При отмене крепостного права нерешенность земельного вопроса привела к глубокому общественному и политическому кризису. Столыпинская реформа также базировалась на решении земельного вопроса. Большевики пришли к власти под лозунгом «Земля – крестьянам!». Крондштадский мятеж и введение НЭПа тоже имели под собой необходимость решения земельного вопроса.

После принятия Конституции в декабре 1993 года земельные отношения необходимо было приводить в соответствие с конституционными нормами. 30 октября был принят Земельный кодекс РФ, который стал ключевым документом, регулирующим отношения в сфере земельного права.

Необходимо отметить, что данный кодекс по своей юридической технике отличается от других подобных нормативных актов. Это отличие состоит в том, что в этом кодексе на легальном уровне определены понятие, задачи, система и принципы земельного права как отрасли Российского права.

Поэтому рассмотрение темы работы будет базироваться на анализе норм права, в которых определяются понятие, задачи, система и принципы земельного права, т.к. текст закона является самым достоверным источником информации.

Земельное право – это отрасль права объектом регулирования которой являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права общественных отношений.

Данные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса РФ (далее ЗК) «Отношения, регулируемые земельным законодательством»:

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» [1] .

Пункт 1 статьи 3 ЗК определяет понятие земельных отношений: это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

Прежде всего необходимо отметить, что названные данным пунктом в качестве составной части земельных отношений отношения по использованию земель не отождествляются с пользованием земельными участками, регулируемым гражданским законодательством. Этот вывод подтверждается тем, что рассматриваемая статья однозначно различает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, регулируемые гражданским законодательством (п.3 ст.3 ЗК), и отношения по использованию земель как часть земельных отношений, регулируемых земельным законодательством. Кроме того, в соответствии с п.1 комментируемой статьи земельное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу земли как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а не по поводу земли как объекта гражданских прав в смысле ст.128 ГК.

В соответствии с п.2 статьи 3 ЗК к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, п.2, определяя соотношение этих видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах.

Пункт 3 статьи 3 ЗК устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранным, иным специальным законодательством.

Под указанной формулировкой имеются в виду гражданско-правовые отношения. По смыслу комментируемой нормы в качестве общего режима для регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению с ними сделок избран гражданско-правовой режим. Однако п.3 комментируемой статьи предусматривает возможность изъятий из этого общего режима.

Одно из возможных толкований п.3 может состоять в том, что в данном случае предусматривается возможность регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними непосредственно земельным законодательством. Однако такое толкование противоречило бы положениям ЗК о предмете регулирования земельного законодательства, определенном в п.1, который не предусматривает возможности регулирования земельным законодательством имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Такие отношения в соответствии с п.1 ст.2 ГК относятся к предмету регулирования гражданского законодательства.

Таким образом, из анализа норм гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о трех возможных типах соотношения между нормами данных отраслей законодательства.

Первый тип касается установления в земельном законодательстве публично-правовых ограничений оборота земельных участков (ст.27 ЗК) Такие ограничения, связанные с необходимостью обеспечения рационального использования и охраны земель, изымают из сферы регулирования гражданского законодательства некоторые группы отношений. Поэтому ограничительные нормы ст.27 ЗК относятся в соответствии с п.1 статьи 3 ЗК к земельному законодательству. Следовательно, эти нормы имеют безусловный приоритет над нормами гражданского законодательства.

Второй тип соотношения определяется наличием в гражданском и земельном законодательстве норм, по-разному регулирующих одни и те же отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками и совершению с ними сделок (ср., например, ст.20, 21, 23, 35, 36 ЗК и, соответственно, ст.268-270, 265-267, 274-276, 271-273 ГК). В данном случае можно с уверенностью говорить о приоритете в регулировании таких отношений норм гражданского законодательства в силу абз.2 п.2 ст.3 ГК, устанавливающего необходимость соответствия норм гражданского права, содержащихся в других законах, ГК.

Третий тип соотношения является наиболее сложным для оценки, поскольку связан с наличием в ЗК специального регулирования вопросов, касающихся владения, пользования, распоряжения земельными участками и совершения сделок с ними, при отсутствии в ГК подобного регулирования или ссылок на него. При этом такое специальное регулирование противоречит общим нормам гражданского законодательства, регулирующим соответствующие отношения.

Наиболее характерным примером, иллюстрирующим последний тип соотношения, является регулирование аренды земельных участков (см. комментарий к ст.22 ЗК). ГК не содержит специального регулирования аренды земельных участков, в то время как нормы ЗК, содержащие такое регулирование, противоречат общим положениям ГК об аренде (ср., например, п.1, 2, 3, 9 ст.22 ЗК соответственно со ст.2 (п.1), 608, 615 (п.2), 621, 450, 619 ГК). В данном случае возможно толкование этих норм, согласно которому нормы ЗК об аренде являются специальными по отношению к соответствующим нормам ГК и устраняют последние. Однако указанные нормы ЗК эпизодичны и для своего применения требуют постоянного обращения к нормам ГК; исключительное применение первых приводит к противоречивым результатам (см. комментарий к ст.22 ЗК). Поэтому, учитывая практические соображения об эффективном правовом регулировании, представляется необходимым исходить из приоритета норм ГК в подобных ситуациях.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, определенных п.1 комментируемой статьи, может устанавливать лишь ограничения оборота земельных участков, в то время как их оборот осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Понятие системы права в теории государства и права означает внутреннее строение, структуру права. В данном случае нас интересует система земельного права.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учесть, что действующий Земельный кодекс РФ очень оригинален по своему построению. Он содержит множество дефиниций, касающихся именно теоретико-правовых категорий, отражающих специфику земельного права как отрасли права.

Так система земельного права отражена в статье 2 Земельного кодекса РФ:

«1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права» [2] .

Пункт 1 статьи 2 ЗК РФ устанавливает состав и иерархию правовых актов земельного законодательства РФ. В соответствии с п.»к» ст.72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

ЗК, закрепив новое понятие земельного законодательства, воспринял в этом вопросе структуру гражданского законодательства, определенную ст.3 ГК.

В соответствии с п.1 статьи 2 ЗК под земельным законодательством понимаются лишь ЗК, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Абзац 2 п.1 статьи 2 ЗК устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК. Таким образом, устанавливается приоритет ЗК по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права, в части указанных норм.

Нормы земельного права, помимо ЗК и законов, специально регулирующих вопросы земельного права, могут содержаться также в лесном, водном, природоохранном законодательстве, законодательстве о недрах и ином законодательстве.

Второстепенное положение по отношению к ЗК, федеральным законам занимают указы Президента РФ. Исходя из того, что абз.3 п.1 статьи 2 ЗК не ограничивает круг вопросов, по которым могут приниматься указы Президента РФ, следует сделать вывод, что указанные акты могут приниматься по всем вопросам, регулируемым земельным законодательством, однако при условии, что указы Президента РФ не будут противоречить ЗК и иным федеральным законам.

Нормы земельного права, содержащиеся в указах Президента РФ, могут как конкретизировать правовые нормы ЗК и федеральных законов, так и восполнять пробелы в законодательном регулировании.

В соответствии с п.2 статьи 2 ЗК Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК, другими федеральными законами и указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Сфера применения указанных актов Правительства РФ ограничена тем, что решения Правительства РФ принимаются во исполнение ЗК, федеральных законов и указов Президента РФ. Таким образом, для издания Правительством РФ акта, регулирующего земельные отношения, необходимо наличие указания в ЗК или ином федеральном законе, указе Президента РФ на круг вопросов, подлежащих регулированию в решении Правительства РФ.

Пункт 3 статьи 2 ЗК устанавливает норму, согласно которой, учитывая то, что земельное законодательство в соответствии со ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе в пределах своих полномочий издавать акты, регулирующие земельные отношения. Необходимо иметь в виду, что орган исполнительной власти субъекта РФ, принимающий на основании п.3 статьи 2 ЗК акты, содержащие нормы земельного законодательства, должен иметь соответствующие полномочия, определенные в нормативных правовых актах соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п.4 статьи 2 ЗК органы местного самоуправления на основании и во исполнение земельного законодательства, иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Принципы земельного права напрямую закреплены в статье 1 Земельного кодекса РФ, которая так и называется «Основные принципы земельного законодательства»:

«1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам» [3] .

Включение в ст.1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК) принципов соответствующего законодательства — достаточно редкое явление в законодательной практике. До ЗК с провозглашения принципов начинался лишь ГК (ст.1 «Основные начала гражданского законодательства»). Применение данного законодательного приема в ЗК имеет целью усилить значимость земельных отношений, показать их исключительность в ряду отношений, регулируемых в смежных с земельным законодательством отраслях.

Следует заметить, что в статье 1 ЗК некоторые принципы носят достаточно декларативный характер (пп.1, 3, 10 п.1), поскольку не предусматривается их прямая реализация в нормах земельного законодательства, либо такая реализация лишь номинальна (см., например, пп.3 п.1).

Первый принцип в статье 1 ЗК представляет собой попытку трактовки в федеральном законе конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9 Конституции РФ). При этом содержание данного принципа раскрывается посредством комплексного рассмотрения земли в качестве:

1) природного объекта — объекта охраны;

2) природного ресурса — средства производства и основы хозяйственной деятельности;

3) недвижимого имущества — объекта гражданских прав.

Комплексный подход к представлениям о земле, провозглашенный в качестве принципа земельного законодательства, — дань современной юридической науке, исходящей именно из такого взгляда на земельные ресурсы. Практической ценности рассматриваемый принцип не имеет.

Приоритет охраны земли как природного объекта и природного ресурса над использованием ее как недвижимого имущества в качестве второго принципа земельного законодательства нашел свое отражение, в частности, в том, что гл.II ЗК посвящена отношениям в области охраны земель. Такой явный приоритет охранных норм — нововведение ЗК.

Земельные отношения, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому государство в безусловном порядке проводит протекционистскую политику в отношении земель, направленную на обеспечение такого положения, когда хозяйственное использование земли в наименьшей степени подвергает изменениям ее природные свойства (п.1 ст.12 ЗК), а также на выделение ценных и особо охраняемых земель и их исключение из хозяйственного оборота (см., например, ст.94 ЗК). Как следствие, использование земель всегда должно быть вторичным и осуществляться после выполнения мероприятий по охране земель (или, по крайней мере, одновременно с ними). Такая превентивная мера позволит если не избежать, то хотя бы существенно снизить случаи деградации и иного ухудшения состояния земель.

Провозглашая принцип охраны земель, ЗК не определяет понятие такой охраны. Из норм, посвященных охране земель, можно судить лишь о ее содержании (ст.13 ЗК).

Охрана земель обеспечивается ее регламентацией не только в ЗК, но и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей (ст.7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ).

Содержание данного принципа земельного законодательства выражается в обязывании принимать такие решения и осуществлять такие виды деятельности, касающиеся использования и охраны земель, которые позволили бы:

· обеспечить сохранение жизни человека;

· предотвратить вредное воздействие на здоровье человека.

Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом приоритета охраны земель, поскольку часто именно ухудшение состояния земель влечет за собой причинение вреда здоровью человека, а в крайних случаях (например, при опасном заражении земель) — и угрозу его жизни.

Как уже отмечалось, реализация указанного принципа обеспечивается рядом законодательных и иных нормативных правовых актов, в частности Законом об охране окружающей природной среды, Федеральными законами от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [4] , от 19.07.97 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [5] .

Необходимо отметить, что закон предусматривает обязательность реализации данного принципа вне зависимости от величины затрат, которые понадобится произвести для такой реализации.

Принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, непосредственно причисляет население к участникам отношений в области управления земельными ресурсами.

Рассматриваемый принцип адресован как гражданам Российской Федерации (общественным организациям), наделяя их правом принимать участие в подготовке решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на их права и охраняемые законом интересы в отношении принадлежащих им земельных участков, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, обязывая последних не просто допускать население к подготовке таких решений, но и обеспечивать возможность его участия в этой подготовке.

Наиболее ярким примером реализации данного принципа в ЗК является установление для населения гарантий участия в подготовке и принятии решений при осуществлении выбора земельных участков для строительства (п.3 ст.31 ЗК).

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов является очень важным нововведением ЗК, по сути, превращающим земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости в имущественный комплекс.

Следует отметить, что гражданское законодательство, в предмет регулирования которого в данном случае ЗК, несомненно, вторгается, достаточно осторожно подходит к вопросу регламентации юридической связи земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости (см., например, п.3, 4 ст.340 ГК).

ЗК фактически объединил земельный участок и все, что прочно с ним связано, в одну сложную вещь с жесткой связью входящих в нее частей, установив, что в таком качестве они и должны впредь вовлекаться в оборот. При этом в ст.35 ЗК применение рассматриваемого принципа несколько сужается. Так, п.4 названной статьи устанавливает, что «правило следования», изложенное в рассматриваемом принципе, применяется только в случаях, когда и земельный участок, и расположенные на нем объекты недвижимости принадлежат на праве собственности одному лицу или нескольким лицам.

Понятие «особо ценные земли», содержащееся в пп.6 п.1 ст.1 ЗК, использовано в законодательстве не случайно. Им подчеркивается, что большую ценность имеют любые земли, поскольку все они в соответствии со ст.9 Конституции РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Именно поэтому в содержании рассматриваемого принципа указано, что выделение особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий не должно толковаться как отрицание или умаление значения других категорий земель.

Однако отнесение земель к особо ценным и особо охраняемым территориям, как следует из содержания самого рассматриваемого принципа, не всегда совпадает с отнесением земельных участков к определенным категориям земель. Например, согласно рассматриваемому принципу, к особо ценным землям лесного фонда относятся только те земли, которые заняты лесами первой группы. Следовательно, к ним не относятся земли, занятые лесами второй и третьей групп.

Основным показателем приоритета сохранения особо ценных земель являются запрет или ограничение их изъятия для иных целей (например, для нужд обороны). Но это не отрицает необходимость проведения других мероприятий по сохранению особо ценных земель, например повышения плодородия почв.

Принцип приоритета сохранения указанных земель реализуется в различных статьях как самого ЗК, так и других законов. Например, в соответствии со ст.88 ЗК особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности предоставляются только после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Согласно ст.15 Закона о садоводческих объединениях на территории муниципальных образований могут выделяться особо охраняемые природные территории и особо ценные сельскохозяйственные угодья, на которых садовые, огородные и дачные земельные участки не предоставляются.

Некоторая конкретизация состава особо ценных земель содержится и в самом пп.6 п.1 ст.1 ЗК. Такие земли могут относиться к различным категориям земель.

Подпункт 6 п.1 ст.1 ЗК не содержит закрытого перечня особо ценных земель. Из содержания рассматриваемого принципа следует, что в качестве особо ценных рассматриваются, например, земли сельскохозяйственного назначения. Состав особо ценных земель сельскохозяйственного назначения конкретизирован ст.79 ЗК, относящей к особо продуктивным сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень.

Приоритет сохранения имеют также любые земли, отнесенные к землям особо охраняемых территорий и объектов, что следует из самого наименования данной категории земель. Их состав определяется в соответствии со ст.94 ЗК. Однако в указанной категории земель ст.100 ЗК выделяет еще более ценные, относя к ним земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную и историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). По смыслу различных норм ЗК в категории особо ценных земель земли особо охраняемых территорий и объектов имеют приоритет в сохранении над другими земельными участками данной категории земель.

Подпункт 6 п.1 ст.1 ЗК допускает также наличие других особо ценных земель помимо прямо указанных в нем. К ним, по смыслу положений ст.85 ЗК, могут относиться, например, зоны специального назначения, входящие в состав земель поселений. Ряд положений ВК (ст.111, 118, 119 и т.д.) допускает, что особо ценные земли могут быть и на землях водного фонда.

В качестве особо ценных земель ЗК не рассматривает земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли запаса.

Введение ЗК принципа платности использования земли (пп.7 п.1 ст.1) поможет избежать неэффективного использования земельных ресурсов, снизит их недооценку. Данный принцип получил развитие в ст.65 ЗК, согласно которой формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Рассматриваемый принцип, в отличие от ст.65 ЗК, допускает установление случаев исключения платы за пользование землей. Это может быть сделано как федеральными законами, так и законами субъектов РФ. Поскольку норма-принцип ЗК имеет приоритетное значение перед другими нормами и актами земельного законодательства, включая ст.65 ЗК, действие законов, принятых до введения в действие ЗК и освобождающих от платы за землю различные категории плательщиков (национальные парки, научные организации, учреждения образования и здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, участников Великой Отечественной войны и т.д.), сохраняется.

Следует отметить, что положения о плате за землю содержатся также в законах о бюджете на соответствующий год.

Закрепление деления земель по целевому назначению (пп.8 п.1 ст.1 ЗК) традиционно для законодательства РФ. Такое деление закреплялось и ЗК РСФСР 1991 г. В связи с этим выделено несколько частей земельного фонда, каждая из которых характеризуется особым правовым режимом использования. Такие части земельного фонда именуются категориями земель.

Состав земель в Российской Федерации, подразделяемый на категории, установлен ст.7 ЗК. Характеристике категорий земель, содержащейся в гл.XIV-XVIII ЗК, уделено около четверти объема текста всего ЗК.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.1 ЗК разграничение собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями должно производиться федеральными законами. Следовательно, указанное разграничение не может быть произведено законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Вопросы собственности на землю рассматривались также Конституционным Судом РФ, который в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6] установил, что Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи природных ресурсов в собственность субъектов РФ и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Закон о разграничении государственной собственности на землю, устанавливающий правовые основы и порядок такого разграничения, введен в действие 21 января 2002 г., через шесть месяцев после его официального опубликования. Однако и до его принятия вступившие в силу федеральные законы отнесли различные земли (обороны, федерального железнодорожного транспорта и т.д.) к федеральной собственности и тем самым разграничили собственность на землю. Поэтому рассматриваемый принцип предусматривает, что разграничение государственной собственности на землю не должно производиться единственным федеральным законом.

Следует отметить, что указанный Закон устанавливает разграничение государственной собственности на землю не только между Российской Федерацией и ее субъектами. Его действие распространяется также на разграничение собственности на землю между государством и муниципальными образованиями. При этом муниципальная собственность рассматривается как часть государственной, что противоречит ст.9 Конституции РФ, в соответствии с которой муниципальная собственность на землю является самостоятельной формой собственности. К сожалению, формулировка наименования данного Закона воспроизведена и в рассматриваемом принципе.

С принципом деления земель на категории по целевому назначению тесно связан принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (пп.10 п.1 ст.1 ЗК), поскольку оба принципа раскрываются через характеристику такого режима.

Понятие «правовой режим земель», включающее в себя различные условия владения, пользования и распоряжения землей, имеет широкое содержание. Поскольку правовой режим устанавливается для любой категории земель, любого земельного участка, от него зависит практически все правовое регулирование земельных отношений, содержащееся как в ЗК, так и в других законах, включая установление основных принципов земельного законодательства.

Применительно к конкретным земельным участкам может идти речь об особенностях их правового режима. Поэтому законодательство максимально дифференцировало установление правового режима земель, закрепив, что при этом должны учитываться не только природные, социальные, экономические, но и иные факторы.

Наличие принципа, сформулированного в пп.11 п.1 ст.1 ЗК, свидетельствует о комплексном регулировании земельных отношений самим ЗК и иными актами земельного законодательства. Этим принципом подчеркивается, что ЗК принят во исполнение положений Конституции РФ, устанавливающей, что земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9), и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36).

По сути, в рассматриваемом принципе сформулировано основное назначение всего земельного законодательства, главная цель государственного регулирования земельных отношений. Данный принцип реализуется практически во всех положениях ЗК, а также в ГК, содержащем положения о земле как о природном ресурсе и недвижимом имуществе, оборот которого допускается в той мере, в какой это установлено земельным законодательством. Поэтому есть все основания назвать в первую очередь именно его в перечислении принципов в ст.1 ЗК.

Из положений Конституции РФ и рассматриваемого принципа следует, что законодательство должно запрещать использовать земли нерационально или не по целевому назначению, устанавливать приоритет особо ценных земель, предусматривать меры по охране земель, предотвращению их загрязнения и повышению их плодородия, ограничивать оборот земельных участков, устанавливать различные меры ответственности за земельные правонарушения и т.п. Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан направлен на предотвращение спекуляции землей, монопольной концентрации земельных ресурсов в частной собственности.

С рассматриваемым принципом связан предусмотренный статьей 2 ЗК принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Следует отметить, что в предмет гражданского законодательства не входят отношения по использованию земель как природного ресурса. Такие отношения являются частью земельных отношений. Следовательно, в части регулирования отношений по использованию земли разграничивать нормы земельного и гражданского законодательства не имеет смысла.

Включение в ст.1 ЗК принципа государственного регулирования приватизации земли направлено на предотвращение незаконного приобретения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную.

К сожалению, государственное регулирование приватизации земли в Российской Федерации изначально осуществлялось не в соответствии с законами, а на основании указов Президента РФ — подзаконных актов. Закон о приватизации, установив, что его действие не распространяется на приватизацию земли (ст.3), не прекратил их действия, в частности Указа от 22.07.94 N 1535 «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (в ред. от 25.01.99), Указа от 16.05.97 N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (в ред. от 03.11.99) и др. Эти указы могут быть признаны утратившими силу Президентом РФ в связи с изданием соответствующих федеральных законов.

Согласно п.2 ст.1 ЗК федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие тем, которые установлены в ее п.1. В связи с этим необходимо отметить, что предусмотренная возможность свидетельствует о том, что непосредственно ЗК не урегулированы некоторые важные аспекты земельных отношений. Необходимость принятия иных федеральных законов предписана даже основными принципами земельного законодательства, содержащимися в рассматриваемой статье. Отсылочными положениями к иным федеральным законам изобилуют и другие статьи ЗК, что сужает непосредственное регулирование земельных отношений кодифицированным актом.

Некоторые федеральные законы, в той или иной мере направленные на регулирование земельных отношений, были приняты еще до ЗК, поскольку участники законодательного процесса (Государственная Дума, Федеральное Собрание, Президент РФ) имели разные взгляды на концепцию нового ЗК в целом, но находили компромисс по содержанию государственного регулирования отдельных аспектов земельных отношений: обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, землеустройства и т.п. Данные законы устанавливают принципы земельного законодательства. Например, в ст.5 Закона о земельном кадастре сформулированы такие принципы, как непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, открытость сведений государственного земельного кадастра.

Мы рассмотрели понятие, задачи, систему и принципы земельного права.

Необходимо отметить, что земельное законодательство, которое совсем недавно вступило в действие наконец-то урегулировало многие спорные вопросы в этой сфере. Теперь оно отражает потребности общества на сегодняшний день, регулируя отношения по пользованию и владению землей, её охраной и защитой.

Установлены правовые режимы относительно каждой категории земли. Законодательство о земле в Российской Федерации соответствует общемировым требованиям, предъявляемым к законодательству, регулирующему отношению в этой отрасли.

Остается надеяться, что действие нового земельного законодательства принесет пользу российскому обществу.

Смотрите так же:

  • Статья 316 ук рф с комментарием Ст. 316 УК РФ с комментариями Статья 316 УК РФ. Укрывательство преступлений - размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцать первой Главы Уголовного Кодекса РФ. Данная статья […]
  • Исковые заявления в рамках уголовного дела Образец искового заявления в уголовном деле Сущность искового заявления в уголовном процессе Согласно положениям Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его гражданских прав. […]
  • 277 статья гражданского кодекса Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и […]
  • Сколько стоит адвокат в туле СТОИМОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТА Физические лица Юридические консультации Бесплатно Судебное представительство от 1000 руб 3000 руб от 10000 руб 3000 руб Составление […]
  • Западно-сибирский арбитражный кассационный суд Образец Кассационной жалобы Образец кассационной жалобы на решение Арбитражного суда составлен с учетом последних изменений законодательства РФ. Посмотреть сведения о юристе составившем […]
  • Где оформлять договор купли продажи дачи Договор купли-продажи земельного участка При покупке земли для строительства коттеджа, ведения хозяйства, или других целей, в обязательном порядке нужно заключить договор купли-продажи […]
  • Семейный кодекс рф ст 65 Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной […]
  • Ук рф самовольное оставление части или места службы Уголовный кодекс РФ Статья 337. Самовольное оставление части или места службы Статья 337 УК РФ: 1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных […]